Огюст Конт и наше время

    Дисциплина: Социология
    Тип работы: Контрольная
    Тема: Огюст Конт и наше время

    ОГЮСТ КОНТ И НАШЕ ВРЕМЯ
    АКТУАЛЬНОСТЬ
    ТЕМЫ
    В наше время, когда осуществляется переход от прежних социалистических ценностей к общечеловеческим ценностям, необходимо
    понять сущность западной идеологии, представить себе структуру цивилизованного общества, заглянуть в самую суть, самое начало. Теперь, когда началось моё знакомство с наследием
    О.Конта, хотя, впрочем, и ранее я слышал об этом с позиций К.Маркса и В.И.Ленина, которые яростно развенчивали утопичность взглядов основателя позитивизма, я доволен своим выбором
    темы. Безумно интересно познакомится с основателем социологии, как науки, хотя вопросы обустройства общества, как единого целого, занимали великих учёных и до О.Конта. Неустроенность
    общественной жизни в настоящем, отсутствие гражданского общества и среднего класса в нашей многострадальной стране, неопределённость нравственных ориентиров и целей побуждают
    обратиться к классикам науки об обществе. О.Конт явился основателем позитивизма, позитивной философии, переросшей в социологию, науку, на основании которой западный мир построил
    систему ценностей, приведших (и ведущих далее) в мир свободы и социальной справедливости всех членов общества, независимо от чего бы то ни было.
    В условиях краха феодального строя и рождавшегося в революционных потрясениях нового, буржуазного общества Конт видел свою миссию в том, чтобы дать мировой научной
    общественности новую философию. В противовес прежним, теолого-метафизическим, спекулятивным концепциям он разрабатывал позитивную философию как целостную систему положительного знания
    фактов и законов, открываемых научным познанием. На основе этой философии он стремился создать объективную науку об обществе, помогающую людям рационально действовать в соответствии с
    двумя основными потребностями: в социальном порядке и в прогрессе. Эту науку он вначале назвал социальной физикой, а позднее – социологией.
    С другой стороны, позитивизм О.Конта оценивался и оценивается учёными по-разному. В этой работе я попытаюсь выяснить как
    положительные (и применимые к настоящему времени), так и отрицательные (или спорные) принципы учения О.Конта, хотя не могу поручится за их достоверность и правильность (тема настолько
    велика и многогранна, что без системного и продолжительного изучения просто невозможно этого сделать, если возможно сделать это вообще (?)).
    Не могу не отметить того факта, что духовное наследие О.Конта отечественными учёными изучено довольно слабо. Достаточно
    сказать, к примеру, то, что далеко не все основные труды даже переведены на русский язык. Мне, к примеру, удалось найти только одну книгу — «Дух позитивной философии» издания 1910
    года. Мне известно, что основная работа по, собственно, социологии, вообще не издавалась на русском языке (речь идёт о 4 томе «Курса позитивной философии»), что очень печально.
    Но, как отмечают современные учёные, интерес к О.Конту, в связи с недавно отмеченным 200-летием, неизмеримо возрос, что
    позволяет надеяться на скорое начало серьёзного исследования творчества и идей О.Конта в контексте современной социологической науки.
    СУЖЕНИЕ ТЕМЫ
    Вся философская и социологическая деятельность О.Конта была подчинена одной идее — «проблеме создания нового общества».
    Идея это далеко не нова, она разрабатывалась многими прогрессивными учёными во все исторические времена. Как правило, все теории обустройства общества являлись по сути глубоко
    утопичными и нереальными в своей основе. Разработке именно этой идеи О.Конта мы посвятим данную работу, вернее попытаемся выяснить, насколько его теория соответствует нашим
    сегодняшним представлениям об идеальном обществе.
    ФОРМУЛИРОВКА ЦЕЛИ И ЗАДАЧ
    Цель:
    Определить, насколько актуально учение О.Конта в настоящее время?
    Задачи:
    1. Оценить роль позитивизма, как завершающей стадии эволюции общества, и социологии, как «венца» пирамиды наук.
    2. Проанализировать систему устройства общества О.Конта в период позитивистского (конечного) этапа эволюции общества.
    АНАЛИЗ АВТОРСКИХ ПОДХОДОВ К РАССМОТРЕНИЮ ТЕМЫ
    Согласно выводам В.С.Соловьёва, теория О.Конта о трёх последовательных стадиях эволюции общества и человеческого духа не совсем верна (в чём О.Конт мог убедиться на собственном
    опыте). Этот закон скорее цикличен, чем
    линеен в своём развитии: теологической, метафизической и реальной фазе, как окончательной и позитивной. Достигнув вершины закона, общество стремится вернуться к
    первоистокам — теологии (или религии), в отношении же человека, закон может иметь и обратную последовательность. В этом О.Конт невольно, а, возможно, и осознанно повторил путь своего
    учителя, Сен-Симона, который на исходе своей научной деятельности обратился к религиозно-теоретической теме, что, видимо и объясняет противоречивость самого О.Конта, как учёного, и
    как основного носителя позитивного знания. Однако, созданная О.Контом классификация наук, объединённая социальной физикой (социологией), является по своей сути стройной органически
    взаимосвязанной системой, хотя и с некоторыми неявными недостатками, как то, что нельзя говорить о том, что вышестоящая в пирамиде наука вытекает из нижестоящей. Скорее, все
    перечисленные науки являются частями каждой из наук, и каждая наука дополняется всеми остальными науками.
    С.Н.Булгаков в своей работе «Основные проблемы теории прогресса» ясно говорит о том, что ни религиозная потребность духа и соответствующая ей область идей и чувств, ни
    метафизические запросы нашего разума и отвечающее на них умозрение нисколько не уничтожаются, даже ничего не теряют от пышно развивающейся наряду с ними положительной науки. И
    религия, и метафизическое мышление, и положительное знание отвечают основным духовным потребностям человека, и их развитие может вести только к их взаимному прояснению, а отнюдь не к
    уничтожению. как бы ни развивалось положительное знание, оно всегда останется ограниченным по своему объекту, — оно изучает только обрывки действительности, которая постоянно
    расширяется перед глазами учёного. Задача полного и законченного знания в мире опыта есть вообще неразрешимая и неверно поставленная задача. Она так же обманчива и лжива, как задача
    прийти к горизонту, постоянно удаляющемуся в бесконечное пространство. Развитие положительной науки бесконечно, но эта бесконечность является и силой и слабостью положительного
    знания: силой в том смысле, что нет и не может быть указано границ опытной науке в её поступательном движении, слабостью же в том смысле, что эта бесконечность движения
    обусловливается именно ее неспособностью окончательно разрешить свою задачу — дать целостное знание.
    Е.Л.Петренко в своей статье «Был ли Огюст Конт сциентистом? (О взглядах на общество и историю)» отмечает то, что в системе О.Конта нет понятия личности, индивидуальности
    отдельного человека, и что именно отсутствие «человеческой проблемы» в позитивной философии и обусловило во многом её теоретические просчёты. Согласно логике О.Конта, социология в
    итоге уступает место философии, формулирующей моральные принципы общественной эволюции. Именно поэт...

    Забрать файл

    Похожие материалы:


ПИШЕМ УНИКАЛЬНЫЕ РАБОТЫ
Заказывайте напрямую у исполнителя!


© 2006-2016 Все права защищены