Иррационализм А.Шопенгауэра

    Дисциплина: Философия
    Тип работы: Контрольная
    Тема: Иррационализм А.Шопенгауэра

    Содержание
    Содержание
    1.Введение
    2. Иррационализм и рационализм
    3. Философия жизни А. Шопенгауэра
    4. Заключение
    5.Список литературы
    Введение
    Период 19 века, является, самым значительным в истории прогрессивного переворота обшей научной тенденции. Этот переворот являлся самым значимым и положительным в
    развитии различных сфер научной деятельности, искусства, и появлении новых течении познания. Наука открыла новый путь развития общества - техногенный, который и в наше время является
    ведущим. Исскуство оживилось модернизмом, что привело созданию новых различных подходов к восприятию и философскому переосмыслению картины мира. Примером этого резкого переосмысления
    можно обнаружить в западной культуре, но здесь возникают противоречия между старой этикой и сменяющей новой. Такая замена покажется очень парадоксальной и удивительной, на смену
    философских концепций опирающихся на твердый рационализм, превалировавший над всеми остальными философскими направлениями, приходит иррационализм, ему противоположный. Основателем этого
    направления является Артур Шопенгауэр (1788-1860). Теоретические источники идей Шопенгауэра— философия
    Платона
    , трансцендентальная философия
    Канта
    и древнеиндийский трактат
    Упанишады
    . Это одна из первых попыток слияния западной и восточной культур. Трудность этого синтеза в том, что западный стиль мышления— иррационален.
    Иррациональный стиль мышления носит ярко выраженный мистический характер, то есть, основан на вере в существование не подчиняющихся неподготовленному разуму сил, управляющих жизнью. Эти
    теории объединяет присутствующая в античной мифологии идея о том, что мир, в котором мы живем, не является единственной реальностью, что существует другая реальность, которая не
    постигается разумом и наукой, но без учета влияния, которой становится противоречивой наша собственная жизнь. Его философия по своей сути уникальна, поскольку только он осмелился дать
    совершенно иную оценку понимания бытия, нежели другие западные философы. Некоторые направления его философии будут изложены в этой работе.
    ИРРАЦИОНАЛИЗМ
    РАЦИОНАЛИЗМ
    В первой половине 19 века возникают два основных течения философской
    мысли: философия науки, второе течение - иррационализм.
    РРАЦИОНАЛИЗМ - (неразумный, бессознательный), обозначение течений в философии, которые, в противоположность рационализму, ограничивают или отрицают возможности разума в процессе
    познания и делают основой миропонимания нечто иррациональное, выдвигая на первый план волю (волюнтаризм), непосредственное созерцание, чувство, интуицию (интуитивизм), мистическое
    \"озарение\", воображение, инстинкт, \"бессознательное\" и т. п. предполагает признание ведущей роли инстинкта, интуиции, слепой веры, которые играют решающую роль в познании, в мировоззрении
    в противовес разуму и рассудку. Это мировоззренческая установка, в основе которой лежит абсолютизация роли нерациональных, бессознательных мотивов в человеческой деятельности.
    Иррационализм не является единым и самостоятельным философским течением. Это, скорее, характеристика и элемент различных философских систем и школ. Более или менее явные элементы
    иррационализма свойственны всем тем философиям, которые объявляют недоступными для научного познания (рассудка, логики, разума) некоторые сферы действительности (Бог, бессмертие,
    религиозные проблемы, вещь-в-себе и т. д.). С одной стороны, рассудок осознаёт и ставит подобные вопросы, но, с другой стороны, к этим сферам неприложимы критерии научности. Иногда и
    вовсе (большей частью неосознанно) рационалисты в своих философских рефлексиях истории и общества постулируют крайне иррациональные понятия.
    РАЦИОНАЛИЗМ (от лат.
    ratio— метод, согласно которому основой познания и действия людей является разум. Поскольку интеллектуальный критерий истины принимался многими мыслителями,
    рационализм не является характерной чертой какой-то определенной философии; кроме того, имеются различия во взглядах на место разума в познании от умеренных, когда интеллект признают
    главным средством постижения истины наряду с другими, до радикальных, если разумность считается единственным существенным критерием. В современной философии идеи рационализма развивает,
    например, Лео Штраус, который предлагает применять рациональный метод мышления не сам по себе, а посредством майевтики. Среди других представителей философского рационализма можно назвать
    Бенедикта Спинозу, Готфрида Лейбница Рене Декарта, Георга Гегеля и др. Обычно рационализм выступает в качестве противоположности, как иррационализму, так и сенсуализму.
    Некоторые философы склонны считать, что иррационализм является побочным
    продуктом рационализма. Это можно объяснить тем, что слишком твердая рационализация и организованность западного общества вызвало обратную реакцию, повлекшую за собой глубокий
    нравственный кризис. Наиболее убедительное объяснение этой реакции можно объяснить, используя труды Николая Александровича Бердяева (1874-1948) который пишет, что социальный утопизм есть
    вера в возможность окончательной и безостановочной рационализации общественности, независимо от того рационализирована ли вся природа и установлен ли космический лад. Это краткое
    объяснение раскрывает главную проблему запада, его безудержной тяги к социальной утопии. Следовательно, позитивное отношение к культу разума постепенно вымирает, а с приходом
    Шопенгауэра и Ницше разум окончательно повержен в критике. В философии Шопенгауэра ведущей основой жизни уже является не разум, а воля. Воля понимается как универсально- космический
    феномен, а каждая сила в природе - как воля. Всякая телесность есть «объективность воли». Человек есть проявление воли, его природа и поэтому не рациональна, а иррациональна. Разум
    вторичен по отношению к воле. Мир есть воля, и воля борется сама с собой. Так абсолютный рационализм был сменен крайним волюнтаризмом для Шопенгауэра. Волюнтаризм - направление
    философской мысли, преувеличивающее
    значимость волевых начал в деятельности людей, предполагающее возможность строить и перестраивать общественные процессы в соответствии с наиболее привлекательными проектами,
    моделями, идеологиями.
    Шопенгауэр культивирует «воля к жизни» т.е. слепое бесцельное влечение к
    жизни. Его последователь Ницше культивирует «воля к власти», которая пронизывает всё: вселенную, природу, общество, человека, саму жизнь. Она внедряется в само бытие, но она не едина, а
    множественна (т.к. много борющихся «центров» сил). Воля контролирует мир. Ницше создал прообраз освобожденного человека - сверхчеловек с гипертрофированной волей к власти - «белокурая
    бестия» - продолжили развитие «философии жизни».
    Тезису рационалистов о разумности мира иррационалисты противопоставили
    противоположный: мир неразумен, человеком управляет не разум, а слепая воля, инстинкт, страх и отчаяние.
    ФИЛОСОФИЯ ЖИЗНИ А. ШОПЕНГАУЭРА.
    Философией жизни подразумеваются те философские течения XIX - начала XX
    века, в которых выразился протест некоторых философов против засилья гносеологических и методологичес...

    Забрать файл

    Похожие материалы:


ПИШЕМ УНИКАЛЬНЫЕ РАБОТЫ
Заказывайте напрямую у исполнителя!


© 2006-2016 Все права защищены