Особенности рынка в модели чистой монополии

    Дисциплина: Экономика
    Тип работы: Контрольная
    Тема: Особенности рынка в модели чистой монополии

    Глава 22
    Министерство образования и науки Российской Федерации
    Новосибирский Государственный Технический Университет
    Кафедра
    кономическ
    ой
    теории
    Тема 18: Особенности рынка в модели чистой монополии
    Выполнил: Седин Д.А, ОТЗ-724,
    шифр: 010262
    Новосибирск 2008 г.
    Введение
    В России по данным Института Экономики РАН на сегодняшний день примерно l / 3 промышленной продукции выпускается единственным предприятием-монополистом. В связи с этим при анализе
    отраслевой структуры отмечается крайняя монополизация как фактор ,влияющий на понижение конкурентноспособности российской экономики. Анализ чистой монополии важен, по крайней мере, по
    двум причинам. Во-первых, даже в странах с развитой конкуренцией на долю монополизированного сектора приходится от трех и выше процентов валового национального продукта. Во-вторых,
    изучение чистой монополии представляет научный и практический интерес в связи с тем, что оно дает возможность понять более распространенные рыночные структуры: монополистическую
    конкуренцию и олигополию, ибо обе они сочетают в различной степени черты и чистой конкуренции, и чистой монополии.
    Основные черты чистой монополии. Виды монополий
    Абсолютная или чистая монополия возникает в том случае, когда одна фирма становится единственным производителем продукта, у которого нет близких заменителей или субститутов.
    Чистая монополия характеризуется целым рядом специфических черт:
    Отсутствие совершенных заменителей.
    Предприятие-монополист может выпускать однородную или дифференцированную продукцию, но в любом случае эта продукция не имеет совершенных (с точки зрения покупателей)
    заменителей.
    Барьеры входа на рынок в отрасль очень высоки.
    Монополия может существовать только потому, что вход на рынок для других фирм является невыгодным или невозможным. Если другим фирмам удастся войти в отрасль, монополия исчезнет.
    (Ведь монополия подразумевает присутствие на рынке только одного продавца). Поэтому наличие входных барьеров является обязательным условием и возникновения, и существования
    монополии. Входные барьеры при монополии многочисленны и разнообразны:
    наличие у предприятия-монополиста патентов на продукцию или применяемую при ее изготовлении технологию;
    существование правительственных лицензий, квот или высоких пошлин на импорт товаров;
    контроль монополистом источников поступления необходимого сырья или других специализированных ресурсов;
    наличие существенной экономии от масштаба, допускающей присутствие на рынке лишь одного поставщика, получающего положительную прибыль;
    высокие транспортные расходы, способствующие формированию изолированных местных рынков и т.п.
    Кроме того, и само предприятие-монополист может проводить такую ценовую политику, которая делает вход на рынок малопривлекательным для потенциальных конкурентов. Например,
    монополист может занижать рыночные цены, а потенциальные конкуренты не смогут придерживаться такого же уровня цен и не разориться при этом.
    3. Одному продавцу противостоит большое количество покупателей
    Если на данном рынке единственному продавцу противостоит и единственный покупатель, то такой рынок называют двусторонней монополией.
    4. Совершенная информированность.
    И покупатели, и единственный поставщик обладают совершенным знанием о ценах, физических характеристиках благ и других параметрах рынка. Допущение совершенной информированности имеет
    для монополиста едва ли не большее значение, чем для совершенно- или монополистически конкурентной фирмы. Дело в том, что конкуренты, из-за их количества, оказывают малое или
    незначительное влияние на цену, а совершенный конкурент - и вовсе никакого, для него рыночная цена - это данность. Чтобы максимизировать при данной рыночной цене прибыль, совершенному
    конкуренту достаточно лишь знать свою функцию затрат. Другое дело предприятие-монополист, кривая спроса на продукцию которого является в то же время и кривой спроса отрасли.
    Следовательно, манипулируя в целях максимизации прибыли объемом выпуска или уровнем цены, монополист должен знать кривую спроса на свою продукцию, то есть все возможные соотношения
    между ценами и объемами. Более того, в некоторых ситуациях, например, при осуществлении монополистом ценовой дискриминации (которую мы рассмотрим позже), ему также нужно знать и функции
    спроса отдельных потребителей или сегментов рынка.
    Итак, в ситуации монополии на рынке существует только один продавец определенных благ. У этих благ нет близких заменителей, в отрасли монополиста существуют некие барьеры, сильно
    затрудняющие или вовсе не позволяющие вход в отрасль новых фирм. Такая рыночная структура называется чистой (абсолютной) монополией.
    Чистая монополия
    - ситуация, при которой на рынке (в отрасли) присутствует единственный производитель благ, которые не имеют близких заменителей, при этом фирма ограждена от возможных конкурентов
    высокими входными барьерами в отрасль.
    Следует отметить, что чистая монополия на практике встречается крайне редко - ведь большинство реальных рынков занимает место где-то между двумя полярными типами экономических
    структур: монополией и совершенной конкуренцией.
    В некоторых случаях рождение монополии оказывается практически неизбежным исключительно по объективным причинам. Такие монополии называются естественными, так как барьеры, которые
    возникают при входе в такую отрасль, естественны, то есть закономерно и неизбежно присущи данному рынку.
    Естественная монополия
    - отрасль, в которой производство товаров или оказание услуг сосредотачивается в одной фирме в силу объективных (природных или технических) причин, причем это выгодно обществу.
    Естественные монополии могут быть двух видов:
    1) Природные монополии.
    Появление таких монополий происходит из-за барьеров для конкуренции, установленных самой природой. Например, монополистом может стать фирма, геологи которой обнаружили месторождение
    уникальных полезных ископаемых. В случае если она при этом приобретает земельный участок, где расположено месторождение, никто другой уже не сможет им воспользоваться. Закон защищает
    права собственности, даже если они ведут к созданию монополии. Однако регулирующее вмешательство государства даже при этих условиях не исключено.
    2) Технико-экономические монополии.
    Это условное название для монополий, возникновение которых обусловлено либо техническими, либо экономическими причинами, связанными с проявлениями эффекта масштаба. Например,
    практически невозможно создание в городе двух сетей водоснабжения, подвода газа и электроэнергии в дома. То есть технически это реально осуществить, но нерационально с технической и
    экономической точек зрения.
    Поведение фирмы монополиста в краткосрочном периоде
    Рассмотрим поведение фирмы-монополиста в коротком периоде. Для этого поговорим вначале о спросе на продукцию монополиста и о его предельном доходе (MR). В условиях совершенной
    конкуренции цена на продукцию фирмы никак не зависела от объема выпуска этой фирмы, а, следовательно, с точки зрения фирмы кривая спроса представляла собой горизонтальну...

    Забрать файл

    Похожие материалы:


ПИШЕМ УНИКАЛЬНЫЕ РАБОТЫ
Заказывайте напрямую у исполнителя!


© 2006-2016 Все права защищены