Проблема происхождения государства и права

    Дисциплина: Юриспруденция
    Тип работы: Контрольная
    Тема: Проблема происхождения государства и права

    МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ УКРАИНЫ
    СУМСКОЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ
    КАФЕДРА ПРАВОВЕДЕНИЯ
    Контрольная робота
    по теории государства и права
    на тему:
    \"ПРОБЛЕМА ПРОИСХОЖДЕНИЯ
    ГОСУДАРСТВА И ПРАВА\"
    студентки группы
    ФПС “ правоведения ”
    Ворошиловой Светланы Александровны
    преподаватель:
    Синченко Юрий Павлович
    г. Сумы 2001 г.
    Содержание
    TOC \\o \"1-3\" \\h \\z
    I. Происхождение государства
    PAGEREF _Toc503864462 \\h
    1. Основные теории происхождения государства
    PAGEREF _Toc503864463 \\h
    2. Общие закономерности возникновения государства
    PAGEREF _Toc503864464 \\h
    3. Признаки государства, отличающие его от социальной (публичной) власти первобытнообщинного строя
    PAGEREF _Toc503864465 \\h
    Особенности возникновения государств у разных народов мира
    PAGEREF _Toc503864466 \\h
    II. Происхождение права
    PAGEREF _Toc503864467 \\h
    1. Причины происхождения права
    PAGEREF _Toc503864468 \\h
    . Признаки, отличающие нормы права от норм поведения в первобытном обществе
    PAGEREF _Toc503864469 \\h
    . Основные юридические источники формирования права у разных народов мира
    PAGEREF _Toc503864470 \\h
    Список литературы
    PAGEREF _Toc503864471 \\h
    I. Происхождение государства
    1. Основные теории происхождения государства
    Патриархальная теория (Аристотель,
    Р.Филмер,
    Н.К.Михай­ловский,
    М.Н.Покровский). Согласно этой теории государство произошло из патриархальной семьи, в результате ее разраста­ния: семья — совокупность семей (селение) — совокупность
    се­лений (государство). Аристотель называл человека политичес­ким животным, которое вступает в отношения с людьми с це­лью выживания. Происходит образование семей. Развитие этих семей
    в результате размножения приводит к образованию селе­ний, их объединения создают государство.
    Таким образом, государство предстает как результат семей­ных взаимоотношений, а власть монарха трактуется как про­должение власти отца (патриарха) в семье, носящая «отеческий»
    характер. В наше время эта теория не может быть воспринята, однако ее некоторые элементы, прежде всего роль семьи в ста­новлении государственности, должны учитываться.
    Теологическая теория (Фома Аквинский) базируется на идее божественного создания государства с целью реализации общего блага. Она обосновывает господство духовной власти над
    свет­ской властью, церкви над государством. Каждому человеку пред­писывается смириться перед волей Бога, установившего госу­дарственную власть, подчиниться той власти, которая
    санкцио­нирована церковью. Теологическая теория пронизана идеей вечности государства, его незыблемости. Отсюда вытекает ут­верждение о необходимости сохранения в неизменном виде всех
    существующих в обществе государственно-правовых институтов.
    В теологической теории трудно найти элементы, приемле­мые для современной светской трактовки происхождения госу­дарства. Её рациональным зерном можно считать идею об
    ут­верждении порядка как общего блага в государстве. Правда, та­кой порядок, согласно этой теории, создается с помощью божественной силы, что исключает активность личности.
    Договорная (естественно-правовая) теория (
    Г.Гроций,
    Б.Спи­ноза,
    Т.Гоббс,
    Дж.Локк,
    Ж.-Ж.Руссо, Я.
    Козельский,
    Н.Ради­щев,
    И.Кант). Данная теория основывается на идее происхож­дения государства в результате соглашения (договора) как акта разумной воли людей. Объединение людей в единый
    государ­ственный союз рассматривается как естественное требование сохранения человеческого рода и обеспечения справедливости, свободы и порядка.
    В основу теории естественного права положен тезис о том, что государству предшествовало естественное состояние людей. Оно представлялось авторам теории неоднозначно. Гоббс
    счи­тал, что в естественном состоянии происходит «война всех про­тив всех». Руссо, наоборот, рисовал радужную картину свободы и равенства. Однако все они рассматривали государство как
    про­дукт человеческой деятельности и стремления людей к выжива­нию. Договорившись о создании государства, люди либо пере­лают правителю часть своих прирожденных прав, чтобы потом
    получить их из его рук (один вариант трактовки происхождения государства), либо условливаются о сохранении своих естествен­ных прав (другой вариант). В любом случае предусматривается
    обеспечение прав и свобод личности в рамках государства.
    Разумеется, объективные причины возникновения государ­ства нельзя объяснить только договором. Их значительно боль­ше. Вместе с тем договор играет значительную роль в создании ряда
    государств, в практике их государственного строительства. Так, Конституцией США закреплен договор между народами, находящимися в составе государства, и определены его цели:
    утверждение правосудия, охрана внутреннего спокойствия, орга­низация совместной обороны, содействие общему благосо­стоянию.
    Органическая теория (Г. Спенсер) отождествляет процесс воз­никновения и функционирования государства с биологическим организмом. Представления о государстве как о своеобразном
    подобии человеческому организму сформулированы еще древ­негреческими мыслителями. Г. Спенсер в
    XIX в. развил эту мысль, заявив, что государство — это общественный организм, кото­рый состоит из отдельных людей, подобно тому, как живой орга­низм состоит из
    клеток.
    Согласно его теории, государство, как и всякое живое тело, базируется на дифференциации и специализации. Дифференциация означает, что государство вначале возникает как
    про­стейшая политическая реальность и в процессе своего становле­ния усложняется, разрастается. Этот процесс завершается гибе­лью государства в результате его старения. Специализация
    пред­полагает, что формирование государства сопровождается объединением индивидов в группы-органы, каждая из которых осуществляет определенную, только ей свойственную функцию. В
    результате складывается система органов государства. И все это происходит как в живом организме, части которого специа­лизируются на определенной функции в системе целого.
    Такое представление о государстве кажется, на первый взгляд, наивным и ненаучным, однако и здесь есть рациональное зер­но. Оно выражается в признании связей законов общественной
    жизни и законов природы, понимании того, что человек стано­вится существом общественным, будучи уже биологически сфор­мированным индивидом с волей и сознанием. Иными словами, человек
    первоначально является творением природы, затем — членом общества, а потом — гражданином государства.
    Позитивным можно назвать обоснование дифференциации (деление на классы) и интеграции общественной жизни (объе­динение людей в государство).
    Теория насилия (Е. Дюринг, Л.
    Гумплович, К. Каутский) объясняет возникновение государства как результат войн, насиль­ственного подчинения одними людьми других (у Е. Дюринга — части общества другой
    частью, у Л.
    Гумпловича и К. Каутского — одного племени другим).
    Они отрицают внутренние социально-экономические при­чины происхождения государства. Все государственно-правовые институты, существующие в обществе, выводятся ими из голого
    насилия. Насилие лежит и в основе возникновения частной соб­ственности.
    Государств...

    Забрать файл

    Похожие материалы:


ПИШЕМ УНИКАЛЬНЫЕ РАБОТЫ
Заказывайте напрямую у исполнителя!


© 2006-2016 Все права защищены