Проблема происхождения государства и права
Дисциплина: ЮриспруденцияТип работы: Контрольная
Тема: Проблема происхождения государства и права
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ УКРАИНЫ
СУМСКОЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ
КАФЕДРА ПРАВОВЕДЕНИЯ
Контрольная робота
по теории государства и права
на тему:
\"ПРОБЛЕМА ПРОИСХОЖДЕНИЯ
ГОСУДАРСТВА И ПРАВА\"
студентки группы
ФПС “ правоведения ”
Ворошиловой Светланы Александровны
преподаватель:
Синченко Юрий Павлович
г. Сумы 2001 г.
Содержание
TOC \\o \"1-3\" \\h \\z
I. Происхождение государства
PAGEREF _Toc503864462 \\h
1. Основные теории происхождения государства
PAGEREF _Toc503864463 \\h
2. Общие закономерности возникновения государства
PAGEREF _Toc503864464 \\h
3. Признаки государства, отличающие его от социальной (публичной) власти первобытнообщинного строя
PAGEREF _Toc503864465 \\h
Особенности возникновения государств у разных народов мира
PAGEREF _Toc503864466 \\h
II. Происхождение права
PAGEREF _Toc503864467 \\h
1. Причины происхождения права
PAGEREF _Toc503864468 \\h
. Признаки, отличающие нормы права от норм поведения в первобытном обществе
PAGEREF _Toc503864469 \\h
. Основные юридические источники формирования права у разных народов мира
PAGEREF _Toc503864470 \\h
Список литературы
PAGEREF _Toc503864471 \\h
I. Происхождение государства
1. Основные теории происхождения государства
Патриархальная теория (Аристотель,
Р.Филмер,
Н.К.Михайловский,
М.Н.Покровский). Согласно этой теории государство произошло из патриархальной семьи, в результате ее разрастания: семья — совокупность семей (селение) — совокупность
селений (государство). Аристотель называл человека политическим животным, которое вступает в отношения с людьми с целью выживания. Происходит образование семей. Развитие этих семей
в результате размножения приводит к образованию селений, их объединения создают государство.
Таким образом, государство предстает как результат семейных взаимоотношений, а власть монарха трактуется как продолжение власти отца (патриарха) в семье, носящая «отеческий»
характер. В наше время эта теория не может быть воспринята, однако ее некоторые элементы, прежде всего роль семьи в становлении государственности, должны учитываться.
Теологическая теория (Фома Аквинский) базируется на идее божественного создания государства с целью реализации общего блага. Она обосновывает господство духовной власти над
светской властью, церкви над государством. Каждому человеку предписывается смириться перед волей Бога, установившего государственную власть, подчиниться той власти, которая
санкционирована церковью. Теологическая теория пронизана идеей вечности государства, его незыблемости. Отсюда вытекает утверждение о необходимости сохранения в неизменном виде всех
существующих в обществе государственно-правовых институтов.
В теологической теории трудно найти элементы, приемлемые для современной светской трактовки происхождения государства. Её рациональным зерном можно считать идею об
утверждении порядка как общего блага в государстве. Правда, такой порядок, согласно этой теории, создается с помощью божественной силы, что исключает активность личности.
Договорная (естественно-правовая) теория (
Г.Гроций,
Б.Спиноза,
Т.Гоббс,
Дж.Локк,
Ж.-Ж.Руссо, Я.
Козельский,
Н.Радищев,
И.Кант). Данная теория основывается на идее происхождения государства в результате соглашения (договора) как акта разумной воли людей. Объединение людей в единый
государственный союз рассматривается как естественное требование сохранения человеческого рода и обеспечения справедливости, свободы и порядка.
В основу теории естественного права положен тезис о том, что государству предшествовало естественное состояние людей. Оно представлялось авторам теории неоднозначно. Гоббс
считал, что в естественном состоянии происходит «война всех против всех». Руссо, наоборот, рисовал радужную картину свободы и равенства. Однако все они рассматривали государство как
продукт человеческой деятельности и стремления людей к выживанию. Договорившись о создании государства, люди либо перелают правителю часть своих прирожденных прав, чтобы потом
получить их из его рук (один вариант трактовки происхождения государства), либо условливаются о сохранении своих естественных прав (другой вариант). В любом случае предусматривается
обеспечение прав и свобод личности в рамках государства.
Разумеется, объективные причины возникновения государства нельзя объяснить только договором. Их значительно больше. Вместе с тем договор играет значительную роль в создании ряда
государств, в практике их государственного строительства. Так, Конституцией США закреплен договор между народами, находящимися в составе государства, и определены его цели:
утверждение правосудия, охрана внутреннего спокойствия, организация совместной обороны, содействие общему благосостоянию.
Органическая теория (Г. Спенсер) отождествляет процесс возникновения и функционирования государства с биологическим организмом. Представления о государстве как о своеобразном
подобии человеческому организму сформулированы еще древнегреческими мыслителями. Г. Спенсер в
XIX в. развил эту мысль, заявив, что государство — это общественный организм, который состоит из отдельных людей, подобно тому, как живой организм состоит из
клеток.
Согласно его теории, государство, как и всякое живое тело, базируется на дифференциации и специализации. Дифференциация означает, что государство вначале возникает как
простейшая политическая реальность и в процессе своего становления усложняется, разрастается. Этот процесс завершается гибелью государства в результате его старения. Специализация
предполагает, что формирование государства сопровождается объединением индивидов в группы-органы, каждая из которых осуществляет определенную, только ей свойственную функцию. В
результате складывается система органов государства. И все это происходит как в живом организме, части которого специализируются на определенной функции в системе целого.
Такое представление о государстве кажется, на первый взгляд, наивным и ненаучным, однако и здесь есть рациональное зерно. Оно выражается в признании связей законов общественной
жизни и законов природы, понимании того, что человек становится существом общественным, будучи уже биологически сформированным индивидом с волей и сознанием. Иными словами, человек
первоначально является творением природы, затем — членом общества, а потом — гражданином государства.
Позитивным можно назвать обоснование дифференциации (деление на классы) и интеграции общественной жизни (объединение людей в государство).
Теория насилия (Е. Дюринг, Л.
Гумплович, К. Каутский) объясняет возникновение государства как результат войн, насильственного подчинения одними людьми других (у Е. Дюринга — части общества другой
частью, у Л.
Гумпловича и К. Каутского — одного племени другим).
Они отрицают внутренние социально-экономические причины происхождения государства. Все государственно-правовые институты, существующие в обществе, выводятся ими из голого
насилия. Насилие лежит и в основе возникновения частной собственности.
Государств...