Формирование учетной политики организации. вариации и роль в управлении хозяйственными процессами

    Дисциплина: Бухучёт, статистика
    Тип работы: Диплом
    Тема: Формирование учетной политики организации. вариации и роль в управлении хозяйственными процессами

    108

    Содержание







    [0.0.1] Содержание



    [1]
    Введение



    [2] 1. Теоретические аспекты учетной политики организации. Ее вариации и роль в управлении хозяйственными процессами



    [2.1] 1.1. Сущность  учетной политики и ее нормативная база



    [2.2] 1.2. Формирование и изменение учетной политики



    [2.3] 1.3. Вопросы, находящие отражение в учетной политике



    [2.4] 1.4. Использование учетной политики



    [2.5] 1.5. Учетная политика для целей налогообложения



    [3] 2. Формирование учетной политики организации на примере ООО “Три звездочки”



    [3.1] 2.1. Характеристика предприятия



    [3.2] 2.2. Стратегически важные факторы, влияющие на выбор учетной политики на ООО “Три звездочки”



    [3.3] 2.3. Характеристика бухгалтерского учета на предприятии



    [3.4] 2.4. Стратегия формирования учетной политики на ООО “Три звездочки”



    [3.5] 2.5. Процесс формирования  учетной политики на ООО “Три звездочки”



    [3.6] 2.6. Учетная политика ООО “Три звездочки” и налоговый учет



    [4]
    2.7. Раскрытие выбора элементов учетной политики на ООО “Три звездочки”



    [4.0.1] 2.7.1. Выбор способов погашения стоимости амортизируемых активов



    [4.0.2] 2.7.2. Выбор способов списания стоимости материально-производственных запасов



    [4.0.3] 2.7.3. Выбор порядка списания общехозяйственных расходов организации



    [4.0.4]



    [5] Заключение



    [6] Список литературы:



    [7] Приложения





    Введение

    Бухгалтерский учет занимает одно из главных мест в системе управления. Он отражает реальные процессы производства, обращения, распределения и потребления, характеризует финансовое состояние предприятия. Являясь частью процесса управления, бухгалтерский учет дает важную информацию, позволяющую контролировать текущую деятельность предприятия, планировать его стратегию и тактику, оптимально использовать ресурсы, измерять и оценивать результаты деятельности.

    С переходом к рыночным отношениям изменились и подходы к постановке бухгалтерского учета в организациях. От жесткой регламентации учетного процесса со стороны государства в прошлом, в настоящее время перешли к сочетанию государственного регулирования и самостоятельности организаций в постановке бухгалтерского учета. Государство не может и не должно заниматься каждым предприятием отдельно. Его задача состоит в том, чтобы работали экономические законы, стимулирующие работу каждого предприятия и каждого человека.

    В условиях перехода к принципам рыночного регулирования экономики государство отказалось также и от жесткого регулирования системы бухгалтерского  учета, и устанавливаемые нормативными документами правила, методические указания по бухгалтерскому учету часто носят рекомендательных характер; при этом существуют различные варианты действий в зависимости от многих конкретных факторов работы предприятия и внешних условий. Это обусловлено тем, что у каждого предприятия есть свои цели и задачи. Рекомендации, приемлемые для управления одним предприятием, могут быть вредны или бесполезны для другого.

    Сущность новых подходов к постановке бухгалтерского учета заключается в том, что на основе установленных государством общих правил бухгалтерского учета организации самостоятельно разрабатывают учетную политику для решения поставленных перед учетом задач. В связи с этим каждая организация должна серьезно и ответственно подходить к вопросу формирования своей учетной политики.

    Первоначально учетная политика воспринималась большинством бухгалтеров как возможность выбора одного из двух методов определения выручки от реализации продукции (работ, услуг): «по оплате» или «по отгрузке», но затем понятие расширилось и стало употребляться в смысле выбора одного из нескольких допускаемых законодательством способов учета.

    «В настоящее время в России фактически сложилась четыре уровня нормативного регулирования бухгалтерского учета:

    1 уровень – Федеральный закон «О бухгалтерском учете», другие федеральные законы, указы Президента РФ и постановления Правительства РФ по вопросам бухгалтерского учета;

    2 уровень – положения по бухгалтерскому учету (ПБУ);

    3 уровень – методические указания, инструкции, рекомендации и иные аналогичные им документы;

    4 уровень – внутренние документы конкретной организации» (Финансовая газета № 37 (405), сентябрь 1999 г.).

    Учетная политика организации является элементом системы регулирования бухгалтерского учета в Российской Федерации. Согласно ст.5  Федерального закона «О бухгалтерском учете»: «организации, руководствуясь законодательством Российской Федерации о бухгалтерском учете, нормативными актами органов, регулирующих бухгалтерский учет, самостоятельно формируют свою учетную политику, исходя из своей структуры, отрасли и других особенностей деятельности».

    Иными словами, под учетной политикой организации понимают совокупность способов ведения бухгалтерского учета, выбранную организацией. Или документ, в котором содержится описание подобной совокупности.

    Выбранная организацией учетная политика оказывает существенное влияние на величину показателей себестоимости продукции, прибыли, налогов на прибыль, добавленную стоимость и имущество, показателей финансового состояния организации. То есть, учетная политика организации является важным средством формирования величины основных показателей деятельности организации, налогового планирования, ценовой политики. Без ознакомления с учетной политикой нельзя осуществлять сравнительный анализ показателей деятельности организации за различные периоды и, тем более, сравнительный анализ различных организаций.

    К способам ведения бухгалтерского учета относятся способы группировки и оценки фактов хозяйственной деятельности, погашения стоимости активов, организации документооборота, инвентаризации, способы применения счетов бухгалтерского учета, системы регистров бухгалтерского учета,  обработки информации и иные соответствующие способы и приемы.

    Порядок формирования, оформления и раскрытия учетной политики рассмотрен в Положении по бухгалтерскому учету «Учетная политика организации» (ПБУ 1/98).

    Данное Положение  распространяется:

    при формировании учетной политики – на все организации независимо от организационно-правовых форм;

    при раскрытии учетной политики – на организации, публикующие свою бухгалтерскую отчетность полностью или частично согласно законодательству Российской Федерации, учредительным документам либо по собственной инициативе;

    Учетная политика должна обеспечивать:


     Полноту отражения в бухгалтерском учете всех фактов хозяйственной деятельности (требование полноты);
     Своевременное отражение фактов хозяйственной деятельности в бухгалтерском учете и бухгалтерской отчетности (требование своевременности);
     Большую готовность к бухгалтерскому учету расходов и обязательств, чем возможных доходов и активов, не допуская создания скрытых резервов (требование осмотрительности);
     Отражение в бухгалтерском учете фактов хозяйственной деятельности  исходя не столько из их правовой формы, сколько из экономического содержания фактов и условий хозяйствования (требование приоритета содержания перед формой);
     Тождество данных аналитического учета оборотам и остаткам по счетам синтетического учета на первое число каждого месяца, а также показателей бухгалтерской отчетности данным синтетического и аналитического учета на последний календарный  день каждого месяца (требование непротиворечивости);
     Рациональное ведение бухгалтерского учета, исходя из условий хозяйственной деятельности и величины организации (требование рациональности).

    В соответствии с п.9 ПБУ 1/98, учетная политика организации подлежит оформлению соответствующей организационно-распорядительной документацией (приказом, распоряжением и пр.).

    Но система внутренних документов, регламентирующих бухгалтерский учет в организации, не ограничивается  приказом по учетной политике.

    Во-первых, данная система содержит собственно учетную политику организации – документ, являющийся связующим звеном между внешним по отношению к организации законодательством по бухгалтерскому учету и ее внутренним законодательством. Этот приказ должен быть кратким и содержать конкретные решения по ряду вопросов.

    Во-вторых, эта система должна содержать положения и инструкции по бухгалтерскому учету для каждой конкретной организации, носящие в отношении данной организации обязательный характер.

    Название этих документов, их содержание и статус, принципы построения и взаимодействия между собой, а также порядок подготовки, утверждения и вступления в действие руководство организации определяет самостоятельно. И чем сложнее структура организации, тем значимее для нее создание четкой системы внутреннего нормативного регулирования.

    Приказ по учетной политике организации должен содержать конкретную информацию по следующим  вопросам:


     При формировании учетной политики предприятия по конкретному направлению ведения и организации бухгалтерского учета осуществляется выбор одного способа из нескольких, допускаемых законодательством и нормативными актами, входящими в систему регулирования бухгалтерского учета в Российской Федерации. Желательно по каждому способу указывать, на основании какого бухгалтерского нормативного документа принято то или иное положение по учетной политике.
     Созданный самой организацией способ бухгалтерского учета, отсутствующий в системе нормативного регулирования бухгалтерского учета в Российской Федерации на момент принятия учетной политики (п.8 ПБУ 1/98) должен быть всесторонне обоснован, исходя из принципов формирования достоверной информации, что должно свидетельствовать о высоком уровне профессионализма бухгалтерской службы.
     При необходимости организация определяет через механизм учетной политики специфику формирования своих активов – основных средств, нематериальных активов и т.п. или процессов – капитальных ремонтов, модернизации и т.п.
     Если организация не может сформировать достоверную информацию об объектах бухгалтерского учета, используя установленные нормативными документами по бухгалтерскому учету правила, она вправе не применять данные правила, раскрыв данную информацию в пояснениях к бухгалтерской отчетности. Согласно п.4 ст.13 Федерального закона «О бухгалтерском учете»:

    «в пояснительной записке должно сообщаться о фактах неприменения правил бухгалтерского учета в случаях, когда они не позволяют достоверно отразить имущественное состояние и финансовые результаты деятельности организации, с соответствующим обоснованием. В противном случае неприменение правил бухгалтерского учета рассматривается как уклонение от их выполнения и признается нарушением законодательства Российской Федерации о бухгалтерском учете».


     Если действующее законодательство противоречиво излагает норму в отношении одного и того же способа бухгалтерского учета и при этом практически невозможно однозначно определить  правильность той или иной формулировки, рекомендуется воспользоваться  учетной политикой организации.

    Таким образом, учетная политика организации является уникальным средством, с помощью которого:

    - во-первых, осуществляется процесс реальной либерализации системы бухгалтерского учета;

    - во-вторых,  происходит совершенствование нормативной системы по бухгалтерскому учету и бухгалтерской отчетности;

    - в-третьих,  разрешаются противоречия действующего законодательства.

    Те же объективные трудности и сложности, которые влияют на формирование бухгалтерского законодательства, характерны и для формирующейся системы налогового права.

    Первый этап становления данной системы, закончившийся принятием первой части Налогового кодекса РФ в 1999 году, носил явно фискальный характер, который заключался в приоритете роли государства при решении сложных налоговых вопросов и в отсутствии каких-либо четких концепций и принципов развития налогового законодательства как отрасли права.

    Не случайно в Российской Федерации сложилась фактическая ситуация приоритета норм налогового законодательства над нормами иных отраслей права. Вместе с тем, неясность данных норм, отсутствие декларированных принципов взаимодействия налогового законодательства с иными отраслями права (гражданским законодательством, законодательством по бухгалтерскому учету и др.) в условиях ярко выраженной фискальной направленности налоговой политики государства порождало полную неопределенность в стратегической и тактической реализации финансовой политики коммерческих организаций.

    И еще достаточно долгое время российские предприятия будут находиться в аналогичных экономических условиях, так как причины и факторы, их определяющие, носят объективный характер. Но, вместе с тем становятся более прозрачными механизмы разрешения противоречий действующего законодательства, что является важнейшей предпосылкой его цивилизованного совершенствования.

    Например, согласно ст.11 Налогового кодекса РФ: «институты, понятия и термины гражданского, семейного и других отраслей законодательства Российской Федерации, используемые в настоящем Кодексе, применяются в том значении, в каком они используются в этих отраслях законодательства, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом».

    Таким образом, если организация, используя инструмент учетной политики, сможет обосновать применение того или иного способа бухгалтерского учета, то при отсутствии данного способа, трактуемого специально для целей налогообложения в Налоговом кодексе, будет и для целей налогообложения действовать бухгалтерский способ. Данная законодательная позиция существует и в настоящее время.

    Следовательно, учетная политика организации, являясь совокупностью способов бухгалтерского учета, может стать важным инструментом бухгалтерского и налогового планирования в организациях.

    Таким образом, дипломная работа будет посвящена как теоретическим, так и практическим аспектам формирования учетной политики организации.


    1. Теоретические аспекты учетной политики организации. Ее вариации и роль в управлении хозяйственными процессами1.1. Сущность  учетной политики и ее нормативная база

    Термин «учетная политика предприятия» вошел в употребление путем вольного перевода английского словосочетания accounting policies (в терминологии международных стандартов бухгалтерского учета)

    Термин этот впервые упомянут в Положении по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации. Основными правилами ведения бухгалтерского учета было предусмотрено, что при ведении бухгалтерского учета предприятием должно быть, в том числе обеспечено «соблюдение в течение отчетного года принятой учетной политики (методики) отражения отдельных хозяйственных операций и оценки имущества, определенной исходя из правил, приведенных в настоящем Положении, и условий хозяйствования. Изменение учетной политики по сравнению с предыдущим годом должно быть объяснено в годовой бухгалтерской отчетности».

    Порядок оформления и раскрытия учетной политики рассмотрен в данном Положении. В соответствии с п.9 этого нормативного документа учетная политика организации подлежит оформлению соответствующей организационно-распорядительной документацией, приказом, распоряжением.

    Учетная политика организации – это документ, являющийся связующим звеном между внешним по отношению к организации законодательством по бухгалтерскому учету и ее внутренним распорядком.

    В известном смысле существование учетной политики противоречит регламентации учета: если бы порядок учета был регламентирован и не допускал возможности выбора одного из нескольких альтернативных вариантов, то учетная политика и не понадобилась. Необходима учетная политика только тогда, когда организация встает перед выбором: что учитывать? когда учитывать? каким образом учитывать? Возможность подобного выбора возникает  в следующих ситуациях:

    1. Нормативная база предлагает на усмотрение субъекта два или более вариантов учета. Например, Указания об отражении в бухгалтерском учете операция по договору лизинга, утвержденные приказом Минфина России от 17.02.97г. № 15, предполагают два варианта учета объектов лизинга: в одном случае такие объекты учитываются на балансе лизингополучателя, в другом – на балансе лизингодателя. В большинстве случаев расхождения обусловлены нормативной базой самого бухгалтерского учета: так, выбор одного из методов списания материальных ценностей при их выбытии (ФИФО, ЛИФО и др.) зависит исключительно от прав, предоставляемых субъекту учета бухгалтерским законодательством.

    2. Порядок учета какого-либо объекта или хозяйственной операции не регламентирован (вообще или по большей части). Отсутствие регламентации приводит также к необходимости оговорить вариант, используемый субъектом. Отсутствие регламентации означает множественность вариантов: субъекты могут применить любой из изобретенных ими самостоятельно или позаимствованных из сторонних источников вариантов при условии, что эти варианты не противоречат общим положениям (принципам) учета.

    Возможно не только прямое отсутствие регламентации, но и скрытое: порядок учета какой-нибудь хозяйственной операции описан неполно или неточно, т.е. встречаются разночтения.

    3. Порядок учета какого-либо объекта или хозяйственной операции регламентирован, но нормативная база противоречит самой себе. Действия бухгалтера при обнаружении в законодательстве противоречий нигде не оговорены, но бухгалтеру в этот момент следует вспомнить об учетной политике. И отразить в ней, во избежание недоразумений, правильный, на его взгляд,  порядок действий.

    4. Существуют расхождения между правилами бухгалтерского и налогового учета. Такие расхождения не приводят к учетной политике автоматически, но провоцируют ее появление – с введением в действие гл.25 «Налог на прибыль организаций» НК РФ они стали более глубокими. Ведь теперь  есть независимые одно от другого определения бухгалтерского и налогового учета.

    Согласно п.1 ст.1 Федерального закона «О бухгалтерском учете»: «бухгалтерский учет представляет собой упорядоченную систему сбора, регистрации и обобщения информации в денежном выражении об имуществе, обязательствах организации и их движении путем сплошного, непрерывного и документального учета всех хозяйственных операций».

    Согласно ст.313 НК РФ: «налоговый учет – система обобщения информации для определения налоговой базы по налогу на основе данных первичных документов, сгруппированных в соответствии с порядком, предусмотренным Налоговым кодексом Российской Федерации».

    Если правила...

    Забрать файл

    Похожие материалы:


ПИШЕМ УНИКАЛЬНЫЕ РАБОТЫ
Заказывайте напрямую у исполнителя!


© 2006-2016 Все права защищены