История и методология лингвистики

    Дисциплина: История
    Тип работы: Шпаргалки
    Тема: История и методология лингвистики

    Зарожд. науки о языке. Язык в Древней Индии
    Совр. лингвистика
    представл. собой продукт длительного и довольно противоречивого
    истор. развития
    лингв-кого знания.
    Совр. языкознание
    явл. продуктом познавательной
    деят-ти, которая
    осущ-лялась усилиями представителей многих этнических культур, в самых разных регионах и странах мира.
    Складывавшаяся в Индии под влиянием
    потреб-тей религиозного культа проблемная ситуация
    отли-чалась от тех, кот. имели место на
    Ближ. Востоке и в Китае: здесь приоритет отдавался звучащей речи, а не письму; письмо появилось относительно поздно.
    Соотв-но этому
    осн. внимание уделялось изучению законов мелодики, ритмики, метрики, фонетики (и этому потом у представителей индийской культуры учились китайцы, приобщаясь к буддизму),
    а также элементарному этимологизированию слов.
    Древ. индийцы добились существ. успехов в изучении звуков речи и их классификации на основе артикуляторных признаков. Ими уже осознавалась не
    тождественность понятий звука речи и фонемы, у них имелись намётки понятия
    слогофонемы. Заметны достижения др. индийцев в области лексикографии. Им принадлежат составленные на санскрите обширные ритуально-мифологические трактаты - брахманы (8-7
    вв. до н.э.), в кот. излагаются общие программы обрядовых действий жрецов и толкования исполняющихся при этом ведийских стихов.
    Особенно высокого уровня достигает разработка проблем грамматики. Вершиной
    грам-кой мысли и образцом для множества подражаний явился труд ‘
    Восьмикнижие\'
    Панини (5?4 в. до н.э.), ставящий задачей строгую регламентацию и канонизацию санскрита, кот. сложился рядом с ведийским языком на другой диалектной основе и постепенно
    вытеснял его в религиозном обиходе.
    Синтаксис строится, прежде всего, как изложение совокупности сведений о функциях существительного в
    пред-ложении и т.п., разбросанных в разных местах труда. Послед. грамматические труды в древней и средневековой Индии
    предста. собой глав. образом комментарии или переработки канонизированной грамматики
    Панини. Особо широкое
    рас-пространение в Индии получили лингвофилософские идеи ведущего представителя \"грамматической школы\" философии
    Бхавртрихари (5-6 вв. н.э.), изложенные в знаменитом
    сочи-нении \"
    Вакьяпадия\" (‘О слове и предложении\'). Этот
    мысли-тель отождествлял Брахмана как высшую реальность, не имеющую начала и конца, со Словом (Словом-сущностью), из которого развёртывается вся Вселенная с её бесконечным
    разнообразием предметов и явлений.
    2. Китайская языковая традиция
    На Востоке сложились 3 наиб. устойчивые и почти
    незави-симые языковед. традиции, оказавшие существ. влияние и на судьбу языкознания в соседних странах. К наиболее древним из них относятся китайская и индийская, в
    средневековый период к их числу присоединилась арабская. История изучения китайского языка в Китае насчитывает более 2000 лет.
    Китайское языкознание представляет собой 1у из
    немно-гих независимых
    лингв-ких традиций, кот. заметно повлияла на языкознание Японии и ряда др. соседних с Китаем стран.
    Китайское письмо зародилось в середине 2-го тыс. до н.э. Основная графическая единица китайского письма – иероглиф, кот. строится в виде набора
    стандартных и по-разному
    комби-нирующихся черт (до 28). Общее число знаков равно
    прибл-но 50 тысячам. В
    совр. письме
    исп-ся до 4-7 тысяч знаков. Гл. объектом для китайских языковедов всегда был иероглиф, имеющий написание, чтение и значение. В связи с изучением разных сторон иероглифа в
    языкознании древнего и средне-векового Китая выделялись 3 направления: толкование древних слов, изучение структуры и этимологии иероглифов, функциональная фонетика (с 5 в. н.э.). На
    протяжении
    тысяче-летий активно развивалась лексикография. Фонетика
    форм-ся в Китае под
    опред. воздействием буддизма, принёсшего с собой из Индии интерес к звучащей речи и соответственно к поэзии, рифме, мелодике и тону, а также знание принципов индийского
    алфавитно-слогового письма. В 14--15 вв. составляются практические словари-справочники, предназначенные для обычных грамотных людей.
    В 1898 г. издаётся 1я настоящая грамматика древне-китайского языка -
    вэньяня (
    Ма
    Цзяньчжун). Она построена по образцу латинской
    универс. грамматики, декларируя
    вариа-тивность грамматики для всех языков при различии лишь звуковой стороны. В ней даются классификация
    знамена-тельных слов и их функций в предложении; описание значений служебных слов; сведения о структуре предложения. В 30-40-х гг. получают быстрое развитие фонетика и
    особенно грамматики, ориентированные на синтез и европейской лингвистической традиции, и собственной традиции, нередко более адекватно объясняющей специфические явления языков типа
    китайского.
    Совр. китайское языкознание выступает как часть миро-вой науки о языке, оплодотворяемая её идеями и вносящая в её развитие свой вклад.
    3. Греко-римское языкознание
    Европ. культура в
    осн. своих истоках восходит к тому, что было создано древ. греками на протяжении ряда веков. Греки верили, что у каждого предмета есть два названия - в языке богов и в
    языке смертных. Главная тема споров
    древнегреч. философов - характер связи между словом и предметом.
    Ценнейший вклад в развитие философии языка и в теорию языка внёс Платон (420--347 до н.э.). Подлинным
    осново-положником античной языковедческой традиции был другой виднейший мыслитель древности, Аристотель (387--322 до н.э.). Он обращается к проблемам языка глав. образом
    в сочинениях о суждении, видах умозаключений, о проблемах словесных искусств. Существ. вклад в форм-е основ
    лингвис-тической теории внесли философы эллинистического периода (3-1 вв. до н.э.), особенно представители стоической школы (Зенон,
    Хрисипп, Диоген Вавилонский).
    В целом греческая философия 5-1 вв. до н.э. сыграла значит. роль в
    форм-нии
    логицистского подхода к языку, кот. на протяжении 2 – 2,5 тыс. лет
    характ-вался острым
    внима-нием к онтологическим и гносеологическим аспектам изучения языка, подчёркиванием приоритета функциональных
    крите-риев в выделении, определении и систематизации явлений языка, невниманием и безразличием к изменениям языка во времени и к различиям между конкретными языками,
    утвер-ждением принципа универсальности грамматики
    чел-кого языка. Философы искали гармонию между языковыми и логическими категориями.
    Латинское письмо появляется в 7 в. до н.э. скорее всего под влиянием греков, издавна имевших в Италии свои колонии. Собственно латинский алфавит
    сложился в 4-3 вв. до н.э. Постепенно он усовершенствуется. Получило развитие рукописное письмо. Грамотность была широко распространена в римском обществе. Латинское письмо послужило
    источни-ком письменностей на многих новых европейских языках.
    Грамматика как
    самост. наука возникает в Риме в сер. 2 в. до н.э. в связи с назревшей
    необх-тью критических изданий и комментирования
    множ-ва текстов
    худож., юридического,
    историч., религиозного
    хар-ра. Особое место в римском
    языко-знании занимает крупнейший учёный Марк
    Теренций
    Варрон (116--27 гг. до н.э.). Учения о языке, сложившиеся в Гре...

    Забрать файл

    Похожие материалы:


ПИШЕМ УНИКАЛЬНЫЕ РАБОТЫ
Заказывайте напрямую у исполнителя!


© 2006-2016 Все права защищены