Учет и аудит материально-производственных запасов

    Дисциплина: Бухучёт, статистика
    Тип работы: Диплом
    Тема: Учет и аудит материально-производственных запасов

    89

    Содержание

    Введение . . . . . . . . .           .   3.            

    1. Теоретические и методологические основы учета и аудита материально-производственных запасов.  . .           .                 .           .            .     . 6.

    1.1.     Реформирование бухгалтерского учета в России.        .           .      . 6.

    1.2. Законодательная и нормативная база по учету материально-     производственных запасов. . . . . . .       .      .  9.

    1.3.  Теоретические основы учета материально-производственных запасов.      .      .       .       .         .     .        .        .       .         .         .         .      11.

    1.4. Законодательные и теоретические основы аудита материально-производственных запасов.  .     .         .        .        .        .       .       .        .    28.

    2. Действующая практика учета материально-производственных запасов в компании «Регионнефтегаз». . .          .      .      .      .       .       .       .     32.

    2.1.    Краткая характеристика предприятия. . .       .        .        32.

    2.2. Учетная политика предприятия в области учета материально-производственных запасов. . . .      .      .       .        .       .      .   33.

    2.3.    Действующая практика учета материально-производственных запасов.      .         .          .         .            .         .            .          .        .      .       34.      

    2.4.  Проведение аудиторской проверки учета материально-производственных запасов.     .       .        .           .         .              .            .  38.

    2.5.    Результаты аудиторской проверки.        .        .             .            .       50.

    3. Пути совершенствования учета и аудита материально-производственных запасов.    .         .         .           .           .           .           .           .           .             .        .55.

               3.1.    Основные недостатки учета материально-производственных запасов .    .        .       .       .        .         .          .          .          .            .            55.   

    3.2. Пути совершенствования бухгалтерского учета материально-производственных запасов .        .           .           .           .           .            .    58.

    3.3.   Пути совершенствования аудита материально-производственных запасов. .           .          .           .          .            .           .            .         .   70.

    Заключение. . . . . . . . . .         .   72.

    Список литературы

    Приложения

    Введение.

    Реформы российской экономики, начавшиеся в 80-е годы, затронули все области экономической науки. Не обошли они и бухгалтерию, где также произошли существенные изменения. Были приняты основополагающие документы,  многие новые положения и законы, значительно изменившие систему бухгалтерского учета в России.

    Общей тенденцией модернизации бухгалтерского учета в России является его сближение с системой международных стандартов бухгалтерского учета. На этом пути уже были проделаны существенные шаги, в частности, был принят ряд положений по бухгалтерскому учету, базирующихся на тех же принципах, что и международные стандарты.

    Вместе с тем, следует учитывать, что нельзя слепо копировать международные стандарты; их необходимо продуманно применять в условиях российской бухгалтерии, учитывая национальную специфику, сложившиеся традиции и принятую бухгалтерскую практику.

    С началом экономических реформ в России получила развитие новая, не существовавшая ранее сфера – аудит. Своим возникновением она обязана именно экономическим преобразованиям и становлению рыночных отношений.                                  Являясь в некоторой степени аналогом ревизии, аудит в отличие от нее носит, прежде всего, не карательный, а рекомендательный характер и направлен на выявление недостатков с целью информирования о них руководства компании.

    Среди немногих отраслей экономики, на которые кризис и последовавший за ним рост курса доллара оказал положительное влияние, были нефтяная и газодобывающая промышленности. В настоящее время нефтегазовые компании представляют собой разветвленный комплекс предприятий, включающих в себя все стадии технологического цикла: добычи, переработки и продажи газа, нефти и нефтепродуктов. Многогранность видов бухгалтерских операций представляет значительный интерес с точки зрения анализа и контроля бухгалтерской информации и финансовой отчетности.

    В бухгалтерской литературе достаточно широко освещен вопрос учета материально-производственных запасов, однако в данной дипломной работе рассмотрены аспекты учета их на крупном предприятии, включающем большое количество структурных подразделений, с учетом специфики нефтегазодобывающей отрасли промышленности и особенностей работы в условиях территорий, приравненных к Крайнему Северу.

    Материально-производственные запасы являются наименее ликвидной статьей среди статей оборотных активов. Для обращения этой статьи в денежные средства требуется время не только для того, чтобы найти покупателя, но и для того, чтобы получить с него впоследствии оплату за продукцию.

    Анализ этой статьи имеет большое значение для эффективного финансового управления. Запасы могут составлять значительный удельный вес не только в составе оборотных активов, но и в целом в активах предприятия. Это   может свидетельствовать о том, что предприятия испытывают затруднения со сбытом своей продукции, что в свою очередь может быть обусловлено низким качеством продукции, нарушением технологии производства и выбором неэффективных методов реализации. Нарушение оптимального уровня материально-производственных запасов приводит к убыткам в деятельности компании, поскольку увеличивает расходы по хранению этих запасов, отвлекает из оборота ликвидные средства, увеличивает опасность обесценения товаров и снижения их потребительских качеств, приводит к потере клиентов.

    Поскольку в сферу деятельности компании Регионнефтегаз не входит торговля, то основным рассматриваемым элементом материально-производственных запасов являются материалы.

    Целью выпускной квалификационной работы является выявление резервов повышения эффективности производства на базе рационального использования и учета материально-производственных запасов.

    В связи с этим, основными задачами данной работы являются анализ материалов в компании Регионнефтегаз, рассмотрение существующей практики их учета, выявление и разбор имеющихся недостатков, а также рекомендации по их устранению.

    В первой части  работы рассмотрены общие тенденции реформирования российского бухгалтерского учета, дана информация о имеющейся законодательной базе по учету материалов, рассмотрены теоретические основы учета и аудита материалов.

    Во второй части представлена краткая характеристика предприятия, дано описание учетной политики предприятия в области учета материалов, рассмотрена действующая практика учета материалов, указаны методы проверки состояния учета материалов на предприятии. На основе аудиторской проверки сделана попытка дать детальную информацию о выявленных положительных моментах и недостатках бухгалтерского учета материально-производственных запасов.

    В третьей части работы представлены рекомендации по совершенствованию бухгалтерского учета на предприятии и ликвидации выявленных в ходе проверки недостатков; представлены рекомендации по оптимизации проведения аудита материально-производственных запасов.

    В процессе выполнения работы были использованы законодательные, нормативные, методические материалы, монографии, учебные пособия, а также публикации в специальных журналах, связанные с учетом материально-производственных запасов.

    Выпускная квалификационная работа написана на основе данных компании Регионнефтегаз, являющейся добывающим подразделением крупной российской нефтегазовой компании. Регионнефтегаз включает в себя несколько структурных подразделений, специализирующихся на определенных видах деятельности (нефтегазодобыча, бурение скважин, транспортное управление и др.).

    ГЛАВА 1. Теоретические и методологические основы учета и аудита материально-производственных запасов.

    1.1. Реформирование бухгалтерского учета в России.

    Основополагающим документом для реформирования системы бухгалтерского учета в России является «Программа реформирования бухгалтерского учета в соответствии с международными стандартами финансовой отчетности», утвержденная постановлением Правительства Российской Федерации от 6 марта 1998 №283. В ней, в частности, говорится:

    Система бухгалтерского учета, существовавшая в условиях планируемой экономики, была обусловлена общественным характером собственности и потребностями государственного управления экономикой. Главным потребителем информации, формирующейся в системе бухгалтерского учета, выступало государство в лице отраслевых министерств и ведомств и планирующих, статистических и финансовых органов. Действовавшая система государственного финансового контроля решала задачи выявления отклонений от предписанных моделей хозяйственного поведения организаций.

    Изменение системы общественных отношений, а также гражданско-правовой среды предопределяет необходимость адекватной трансформации бухгалтерского учета. Однако процесс реформирования отечественной системы бухгалтерского учета отстает от общего процесса экономических реформ в России. Именно в целях изменения такого положения дел разработана Программа реформирования бухгалтерского учета в соответствии с международными стандартами финансовой отчетности.

    Цель реформирования системы бухгалтерского учета - приведение национальной системы бухгалтерского учета в соответствие с требованиями рыночной экономики и международными стандартами финансовой отчетности.

    Задачи реформы заключаются в следующем:

    сформировать систему стандартов учета и отчетности, обеспечивающих полезной информацией пользователей, в первую очередь инвесторов;

    обеспечить увязку реформы бухгалтерского учета в России с основными тенденциями гармонизации стандартов на международном уровне;

    оказать методическую помощь организациям в понимании и внедрении реформированной модели бухгалтерского учета.

    В целях приведения национальной системы бухгалтерского учета в соответствие с требованиями рыночной экономики и международными стандартами финансовой отчетности реформа проводится по следующим основным направлениям:

    совершенствование нормативного правового регулирования;

    формирование нормативной базы (стандарты);

    методическое обеспечение (инструкции, методические указания, комментарии);

    кадровое обеспечение (формирование бухгалтерской профессии, подготовка и повышение квалификации специалистов бухгалтерского учета);

    международное сотрудничество (вступление и активная работа в международных организациях; взаимодействие с национальными организациями, ответственными за разработку стандартов бухгалтерского учета и регулирование соответствующей деятельности).

    Цель нормативного регулирования бухгалтерского учета состоит в обеспечении доступа всем заинтересованным пользователям к информации, представляющей объективную картину финансового положения и результатов деятельности хозяйствующих субъектов. В этой связи будут решены вопросы:

    переориентации нормативного регулирования с учетного процесса на бухгалтерскую отчетность;

    регулирования финансового учета;

    органичного сочетания нормативных предписаний федеральных органов исполнительной власти с профессиональными рекомендациями;

    взвешенного использования международных стандартов в национальном регулировании.

    По мере становления бухгалтерской профессии, адекватной требованиям рыночной экономики, степень участия профессиональных организаций в регулировании вопросов бухгалтерского учета возрастет. При этом будут приняты во внимание исторические и культурные традиции регулирования общественной жизни в России.

    Важной составляющей нормативного обеспечения является сохранение стабильности развития системы бухгалтерского учета.

    Главная задача состоит в создании приемлемых условий последовательного, полезного, рационального и успешного выполнения системой бухгалтерского учета присущих ей функций в конкретной экономической среде.

    Будет обеспечена непротиворечивость российской системы бухгалтерского учета общепризнанным в мире подходам к ведению бухгалтерского учета, сформирована модель сосуществования и взаимодействия системы налогообложения и системы бухгалтерского учета, введены процедуры корректировки бухгалтерской отчетности в связи с инфляцией, пересмотрены допустимые способы оценки имущества и обязательств, созданы механизмы обеспечения открытости (публичности) бухгалтерской отчетности.

    В целях обеспечения поставленных задач предлагается:

    подготовить необходимые изменения и дополнения в Федеральный закон \"О бухгалтерском учете\", в том числе по вопросу проведения аттестации бухгалтеров, и иные нормативные правовые акты;

    в течение двух лет разработать и утвердить положения (стандарты) по бухгалтерскому учету, включающие в себя основную массу требований международных стандартов;

    пересмотреть первичные учетные документы, регистры бухгалтерского учета и иные документы, относящиеся к унифицированным системам бухгалтерской учетной и отчетной документации;

    пересмотреть планы счетов бухгалтерского учета и инструкции по их применению, учитывая появление и особенности деятельности финансовых институтов, особенности обращения ценных бумаг и иные новые явления;

    ввести упрощенную систему бухгалтерского учета для субъектов малого предпринимательства.

    Многое из намеченного в данной программе уже было выполнено, например:

    Приказом Минфина РФ от  29 июля 1998 г. № 34н утверждено Положение  по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации;

    Институтом профессиональных бухгалтеров 29 сентября 1998 г. утверждено Положение об аттестации профессиональных бухгалтеров;

    Приказом Минфина РФ от 21 декабря 1998 г. N 64н утверждены Типовые рекомендации по организации бухгалтерского учета для субъектов малого предпринимательства;

    Разработаны и введены в действие новые Положения по бухгалтерскому учету, базирующиеся на международных стандартах.

    В соответствии с международными стандартами финансовой отчетности разработан План счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организаций и инструкция по его применению, утвержденные Приказом Минфина РФ от 31 октября 2000 г. № 94н, введенным в действие с 1 января 2001 г.

    1.2. Законодательная и нормативная база по учету материально-производственных запасов.

    Важнейшими документами, регулирующими организацию и ведение бухгалтерского учета в России, являются:

    Закон о бухгалтерском учете

    Положения по бухгалтерскому учету

    План счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организаций

    Инструкции и методические указания

    Учетная политика

    В основе системы бухгалтерского учета в России лежит закон «О бухгалтерском учете» №129-ФЗ, определяющий основные принципы формирования российского бухгалтерского учета. Согласно закону бухгалтерский учет представляет собой упорядоченную систему сбора, регистрации и обобщения информации в денежном выражении об имуществе, обязательствах организаций и их движении путем сплошного, непрерывного и документального учета всех хозяйственных операций.

    Объектами бухгалтерского учета являются имущество организаций, их обязательства и хозяйственные    операции, осуществляемые организациями в процессе их...

    Забрать файл

    Похожие материалы:


ПИШЕМ УНИКАЛЬНЫЕ РАБОТЫ
Заказывайте напрямую у исполнителя!


© 2006-2016 Все права защищены