Методика преподавания естествознания
Дисциплина: ПедагогикаТип работы: Шпаргалки
Тема: Методика преподавания естествознания
1.Предмет методики преподавания естествознания. Её задачи.
Современные
социокультурные, экологические и экономические
потребности человечества выдвигают естественные науки на одно
из главных мест среди других
наук.
.Высокий
уровень развития естественных наук оказывает серьезное влияние
на социум в целом, на его культуру и
гуманизацию человеческих
отношений. Отсюда следует необходимость широкого распростра
нения естественнонаучных знаний как среди всего населения, так
и на разных возрастных этапах. Эту ответственную миссию призва
ны выполнять педагогические науки, к числу которых относится и
методика преподавания естествознания.
Она изучает процессы
оз
накомления младших школьников с природой, развитие личности
детей средствами учебного предмета естествознания, решая при этом
ряд следующих конкретных задач.
1. Зачем младшим школьникам изучать природу? Отвечая на этот
вопрос, методика естествознания исследует, определяет цели обу
чения в соответствии с социальным заказом общества, с учетом
содержания передаваемой информации и возрастных психофизио
логических особенностей
учащихс
2. Чему учить младших школьников в курсе естествознания?
— экология, биология, география, физика, химия, минералогия,
астрономия и др.
Однако содержание школьного предмета не может быть тожде
ственным науке. Поэтому методика естествознания трансформиру
ет научные знания в школьный учебный предмет, который отлича
ется от науки и по объему содержания. В него включается краткая
и только достоверная, научно доказанная, информация.
Трансформация научного знания идет также с учетом данных пе
дагогики, психологии и физиологии о возрастных особенностях у
3. Как учить, развивать и воспитывать детей средствами естество
знания?
Результатом, продуктом исследования являют
ся методы, приемы, средства и формы организации деятельности
учителя и учащихся с учетом специфических особенностей содержания естествознания
вначальной школе. Важнейшая особенность
естествознания — то, что объект его изучения — окружающая природа. Эта особенность требует применения соответствующих мето
дов (преимущественно практических), форм организации учебной
деятельности (экскурсии, практические, самостоятельные и вне
урочные работы) и средств обучения (специфические учебники,
учебные и наглядные пособия)
2.Методологические основы методики
естествознания.
Методологической
основой методики естествознания является
диалектический материализм и его теория познания. Поэтому дан
ная методика рассматривает процесс учения как разновидность
познавательного процесса вообще.
научные знания об этом мире также объективны.
Методика естествознания исследует процесс обучения в неразрыв
ном единстве и взаимосвязи содержания, методов, форм и средств
обучения; биологического
и психического, социального и духовного сознания и самосознания
деятельности учителя и ученика, которая строится на
объективном единстве целей.
Методика естествознания должна относиться к процессу обуче
ния как к постоянно изменяющемуся и совершенствующемуся на
основе законов диалектики (переход количества в качество, един
ство и борьба противоположностей, отрицание отрицания), а соот
ветственно — к личности ученика, как к постоянно развивающейся и саморазвивающейся не только в связи с изменением возраста,
но и под влиянием воздействующих факторов, прежде всего — про
цесса обучения.
Диалектический закон о переходе количества в качество постоян
но
действует в процессе обучения. Ребенок накапливает фактические сведения, от них мысль переходит к гипотезе, от нее — к доказательству, а затем — к обобщению, в процессе которого
формируется но
вое знание на ином качественном уровне.
Процесс обучения нельзя рассматривать вне диалектического за
кона о развитии как борьбе противоположностей.
деятельность учителя и ученика как две стороны процесса обучения
не только взаимосвязаны, но и взаимно противоположны. Например,
нередко противоречивы требования учителя и возможности учени
ка. В определенные периоды развития общества возникают проти
воречия между требованиями общества к школе и реальным состоянием этого процесса.
Методика естествознания не может не учитывать и следующий
закон диалектики — отрицание отрицания, который также полнос
тью проявляет себя в процессе обучения. Примером этого может
быть преемственность в обучении, когда полученное ранее знание
углубляется, совершенствуется и формируется на новом уровне.
Так происходит движение от понятия «части растения» к понятию
«органы растения»; от понятия «размножение как простое увели
чение числа особей» к понятию «размножение как биологический
процесс».
3.Межпредметные связи.
Прежде всего методика естествознания связана с философией,
которая вооружает естествознание общим методом познания.
Естествознание тесно связано с биологией, географией, астрономи
ей, экологией, частично с физикой, химией, медициной и другими естественными науками. Эта связь реализуется по линии методи
ческого отбора и конструирования содержания начального есте
ствознания. Содержание и структуру естествознания в начальной
И в науке, и в процессе обучения происходят обобщение
и осмысление полученного в процессе применения названных ме
тодов.
Однако методика естествознания — прежде всего педагогическая
наука, так как основная ее цель не открывать новое в научном ес
тествознании, а исследовать пути передачи учащимся готовой специально обработанной (адаптированной для детей) научной инфор
мации.
Методика естествознания использует эту информацию как
средство воспитания и развития учащихся, применяя общие зако
номерности, принципы и правила обучения. Следовательно, данная методика неразрывно связана с педагогикой и особенно с ее дидак
тикой
, теорией воспитания и развития.
Методика естествознания, конструируя школьный учебный пред
мет должна учитывать данные детской психологии о закономернос
тях и механизмах психики детей, об особенностях развития их позна
вательной деятельности в целом, а также в частности — их памяти, внимания, воображения, мышления, воли и чувств.
Методика естествознания связана с возрастными физиологией и
гигиеной,
так как, разрабатывая учебно-воспитательный процесс по
естествознанию, она должна учитывать требования охраны и укреп
ления здоровья детей.
Этика как
наука о нравственности, дает материал для разработ
ки правил культурного поведения в природе, формирования ответ
ственного отношения к ней, воспитания в ребенке положительных
нравственных качеств.
Важно также учитывать закономерности эстетических отношений человека к действительности, в том числе и к природе, разра
батываемые наукой эстетикой,
Итак, методика естествознания имеет широкий спектр межнауч
ных связей
4.Характеристика основных методов исследования, применяемых в
естествознании.
Методика
естествознания — наука развивающаяся. Она исследу
ет и разрабатывает новые, а также совершенствует уже известные положения, и...