Шпаргалка по специальной психологии

    Дисциплина: Психология
    Тип работы: Шпаргалки
    Тема: Шпаргалка по специальной психологии

    Современное определение предмета спец. психологии
    Специальная психология — отрасль психологической науки, изучающая закономерности психического развития и особенно­сти психической деятельности детей и взрослых с психическими и
    физическими недостатками.
    Предметом
    явл. процесс развития в стесненных
    обстоят-вах.
    Централ. образованием
    спец.
    пс (понятием)
    явл.
    дизонтогенез – это стойкое изменение параметров актуального
    функк-ния психики и темпов ее возрастной динамики,
    доставерно
    отлич. от средних значений характерных для данного возраста.
    Задачи спец. психологии
    В задачи специальной психологии входит:1. изучение закономер­ностей и особенностей психического развития детей и взрослых с различными психическими и физическими недостатками в
    раз­ных условиях, и прежде всего в условиях коррекционного обуче­ния; 2. создание методов и средств психологической диагностики нарушений развития; 3. разработка средств
    психологической кор­рекции недостатков развития;4. психологическое обоснование со­держания и методов обучения и воспитания в системе специаль­ных образовательных учреждений;5.
    психологическая оценка эф­фективности содержания и методов обучения детей с недостатка­ми развития в разных условиях; 6. псих-кое изучение соци­альной адаптации лиц с недостатками; 7.
    психологическая коррек­ция
    дезадаптации.
    В настоящее время наиболее актуальной задачей
    явл раз­работка
    диаг-ских методик.
    Спец.
    пс решает также задачи
    псих-ой коррекции недостатков, особенно вторичного и последующих
    по­рядков.К ним относятся недостатки отдельных психических процес­сов,
    несформированность ВПФ, откло­нения в развитии личности.
    Важной задачей спец.
    пс
    явл также изу­чение динамики развития учащихся как в
    спец-ных образова­тельных учреждениях, так и в условиях интегрированного обуче­ния, а также
    особен-ей их адаптации к разным условиям.
    Психолого-медико-педагогич
    . консультация
    Направление детей в соответствующее недостатку развития об­разовательное учреждение должно осуществляться на основе тон­чайшей и точнейшей дифференциальной диагностики. На
    сегодняшнее время консультации
    психолого-медико-педагогич.
    коммисий должны быть более точными и
    квалифицированными и
    не будет ограничиваться только определе­нием типа нарушения развития у обследуемого ребенка и направ­лением его в соответствующую специальную школу или класс, но
    будет достаточно подробно характеризовать слабые и сильные сто­роны психического развития ребенка, выявлять его индивидуаль­ные особенности и потенциальные возможности. Все это
    необхо­димо для составления индивидуального плана обучения ребенка, иметь который особенно важно в условиях интегрированного обу­чения детей с отклонениями развития в обычных
    школах.
    Подготовка рекомендаций к индивидуальному плану обучения как одна из задач
    психолого-медико-педагогической консульта­ции (комиссии) указывается и в проекте Закона РФ «Об образо­вании лиц с ограниченными возможностями здоровья».
    Школы для: 1) глухих, 2) слабослышащих, 3) слепых, 4) слабовидящих, 5) умственно отсталых, 6) детей с недостатками опорно-двигательного аппара­та, 7) детей с общим недоразвитием
    речи, 8) детей с задержкой психического развития.
    Специфика методов наблюдения и эксперимента в спец.
    пс.
    Каждая из методик применяется в определенных целях и с уче­том особенностей объекта изучения.
    Так, экспериментально-психологические методики, использу­емые в индивидуальном или групповом лабораторном
    псих-ом эксперименте, представляющие собой различные задания, выполнение которых требует опреде­ленных операций или действий, позволяют выявить наличие и особенности этих
    действий у обследуемого ребенка, свойства его личности.
    Практически всякое задание позволяет видеть интеллектуальные возможности ребенка так как, для того чтобы выполнить задание, необходимо понять инструкцию и на основе ее понимания
    осуществить определен­ные действия. Это должно учитываться при проведении экспериментов с детьми, имеющими недостатки раз­вития. Уже из этого следует, что каждая
    экспериментально-пси­хологическая методика имеет ограничения, связанные с особен­ностями конкретного недостатка развития, а также определенные возрастные границы своего применения.
    Так, например, анкети­рование можно применять при изучении детей с недостатками развития более старшего возраста, хотя в экспериментах с нор­мально развивающимися это возможно
    раньше.
    Особое значение при изучении детей с недостатками разви­тия приобретает наблюдение. Из-за ряда особенностей этих де­тей применение экспериментальных методик в раннем и
    дош­кольном возрасте часто не дает значимых результатов. В то же время целенаправленное прослеживание поведенческих прояв­лений может дать очень многое. Тщательное наблюдение за
    пове­дением ребенка должно осуществляться и в экспериментальных ситуациях. Такое наблюдение может дать очень многое для по­нимания характера трудностей ребенка при выполнении им
    раз­личных заданий.
    Все экспериментальные исследования обычно строятся как сравнительные.
    Чтобы результаты психологического эксперимента или наблюдения были полноценными и плодотворными, полученные дан­ные, обязательно должны сопостав­ляться с результатами выполнения
    точно таких же заданий груп­пой нормально развивающихся сверстников, т.е. в исследованиях в специальной психологии для сравнения всегда организуются контрольные группы.
    Межпредметные
    связи спец.
    пс.
    Специальная психология — отрасль психологической науки, изучающая закономерности психического развития и особенно­сти психической деятельности детей и взрослых с психическими и
    физическими недостатками.
    Специальная психология, в свою очередь, входит как важная составная часть в дефектологию —научную об­ласть, охватывающую проблемы разностороннего изучения, вос­питания,
    образования, подготовки детей и взрослых с нарушени­ями физического и умственного развития.
    Специальная психология связана с такими областями психо­логии, как детская, возрастная и педагогическая психология, пси­хофизиология и нейропсихология. Она соприкасается с рядом
    разде­лов общей психологии.
    К ней близки патопсихология и клиническая.
    Патопсихология
    изучает изменения психической деятельности при патологических состояниях мозга, вызванных психическими или соматическими заболеваниями.
    Клиническая психология,
    имеет дело с психологической проблематикой, связанной с текущими заболе­ваниями. Она занимается психологическими аспектами профилак­тики заболеваний, диагностикой психических
    болезней и вызван­ных соматическими заболеваниями патологических изменений психики, психологической коррекцией.
    История становления
    и развития
    спец.
    пс.
    Первые сведения о психологических особенностях людей с отклонениями обнаруживаются в медицинских трактатах древности и Средневековья.
    Лишь в середине XIX столетия появляются первые результаты научного изучения. Французский психиатр
    Эскироль опубликовал двух­томный труд об умственно отсталых, где среди медицинских, ги­гиенических и медико-социальных проблем, связанных с умствен­н...

    Забрать файл

    Похожие материалы:


ПИШЕМ УНИКАЛЬНЫЕ РАБОТЫ
Заказывайте напрямую у исполнителя!


© 2006-2016 Все права защищены