Философия - шпаргалка к кандидатскому минимуму

    Дисциплина: Философия
    Тип работы: Шпаргалки
    Тема: Философия - шпаргалка к кандидатскому минимуму

    Философия, ее особенности в сравнении с мифом, религией, искусством, наукой.
    Мифология – форма общественного сознания, способ понимания мира, характерный для ранних стадий общественного развития. Мифы заключают в себе попытки ответа на вопрос о начале,
    происхождении, устройства мира, о мировой гармонии и т.д.
    Миф соединял в себе зачатки знаний, религиозных верований, политических взглядов, разных видов искусства. Миф выступал как единая, универсальная форма сознания. Своеобразие мифа
    проявилось в том, что мысль выражалась в конкретных эмоциональных, поэтических образах, метафорах. В мифологии отсутствовали отчетливые разграничения мира и человека, идеального и
    вещественного, объективного и субъективного.
    Религия
    – это такая форма мировоззрения, в которой освоение мира осуществляется через его удвоение на посюсторонний и потусторонний. Специфика религии – в особом характере ее «второго»
    мира и его смысловой роли. Основу религ. мировоззрения составляет вера в существование сверхъестественных сил и в их главенствующую роль в мироздании и жизни людей.
    Вера
    – способ существования религиозного сознания. Внешней формой проявления веры служит культ – система утвердившихся ритуалов, догматов. Религиозные представления невозможно вывести
    из чувств и переживаний отдельного человека. Они – продукт исторического развития общества.
    Близость философии и религии состоит в том, что обе они – общественно-исторические формы мировоззрения, решающие сходные задачи мироуяснения и воздействия на создание
    людей.
    Но и велико их различие. Для философской мысли характерно свободомыслие. Философия вынесла на первый план интеллектуальные аспекты мировоззрения, отразив нарастающую в обществе
    потребность в понимании мира и человека с позиций знания, разума. Она выступила как поиск мудрости.
    Философию интересует истина, науки – порода.
    До конца 18 века – Ф. Стоит над наукой. Затем наука – сама себе Ф. Наша наука – связана с опытом. Философские положения умозрительны. Сейчас Ф-ия – особая наука. Ф-ия смотрит на
    мир глазами науки. Наука без ф-ии существовать не может. Наука выполняет методическую функцию, ф-ия ориентирует науки в их подходе к миру.
    Философия – «любовб к мудрости». Слово «философ» впервые употребил Пифагор по отношению к людям, стремящихся к высокой мудрости и правильному образу жизни.
    В отличие от мифологич. и религиозного мировоззрения философская мысль представляла собой принципиально иной мир понимания, прочным фундаментом для которого стали позиции
    разума, интеллекта. С другой стороны, бытующие в народе мифы подвергаются пересмотру с позиций разума, или придается новое смысловое, рациональное истолкование.
    Возникновение философии означало появление особой духовной установки – поиска гармонии, знаний о мире с жизненным опытом людей, их верованиями, идеалами, надеждами.
    Философия – теоретически сформированное мировоззрение. Это система самых общих теоретических взглядов на мир, места в нем человека, уяснения различных форм отношения человека к
    миру. На фоне стихийно возникавших форм миропонимания философия предстала как специально разрабатываемое учение о мудрости. Философская мысль избрала своим ориентиром не слепую,
    догматическую веру, не сверхъестественные объяснения, а свободное, критическое, основанное на принципах разума, размышления о мире и чел. жизни.
    Мировоззрение
    – совокупность взглядов, оценок, принципов, определяющих самое общее видение, понимание мира, места в нем человека и вместе с тем жизненные позиции, программы поведения
    людей.
    Мироощущение
    – эмоционально-психологическая сторона мировоззрения на уровне настроений и чувств.
    Миропонимание
    – эмоционально-интеллектуальная сторона мировоззрения.
    Философия теоретически осмысливает совокупные данные науки и практики, выражает их в виде наиболее объективной картины действительности. Она выступает как критический анализ и
    творческое совершенствование суммарного и наиболее цельного опыта людей.
    Человек част природы, но в то же время он противостоит природе.
    Природа философских проблем, их связь с фундаментальными вопросами человеческого бытия.
    Основной вопрос всей философии – это вопрос об отношении мышления к бытию. Что является первичным: дух или природа?
    В зависимости от того, как философы понимали данное соотношение, они составляли два противоположнвых направления: идеализм и материализм.
    Но большинство философов посчитало в прошлом и не считает сейчас своим важнейшим делом решение именно этого вопроса. На первый план в различных учениях возносились проблемы
    достижения истинного знания, природы нравственного дома, свободы, чел. счастья, смысла чел. жизни.
    В свое время Кант сформулировал три вопроса, имеющие, по его убеждению, принципиальное отношение для ф-ии: что я могу знать? (познавательное отношение человека к миру); что я
    должен делать? (практическое отношение); на что я могу надеяться? (ценностное отношение).
    Вопрос с возможности познания мира – вытекает из кантовского вопроса «что я могу знать?». Точке зрения познавательного оптимизма противостоят более пессимистические системы
    взглядов – скептицизм и агностицизм.
    Коренные мировоззренческие вопросы традиционно представлялись философам вечными и неизменными. Выявление Ниршом их исторического характера, привело к переосмыслению этих
    вопросов.
    Отношение «человек-природа» было переосмыслено как исторически изменчивое, зависящее от производственной и иной деятельности людей на том или ином этапе истории.
    Классические фил. Вопросы (об отношении «человек – природа», «природа – история», «личность – общество», «свобода – несвобода») и при новом подходе сохранили свое непреходящее
    мировоззренческое значение.
    В понимание фил. проблем был внесен историзм, т.е. проходя через всю человеческую историю, выступая в определенном смысле как вечные проблемы, они приобретают в различные эпохи
    свой конкретный, неповторимый облик.
    В свете историко-материалистического подхода классические фил. проблемы утратили облик неизменных, умозрительно решаемых проблем.
    Новым было также понимание фил. проблем не как «чистых» проблем познания, а как проблем общественного бытия, которые объективно возникают и разрешаются в человеческой жизни,
    практике.
    Классическая традиция связывала философию с постижением вечных принципов понимания мира и чел. жизни. Маркс вступил в спор с таким пониманием, подчеркнув, что философская мысль
    обращена к общественно-исторической жизни людей, подверженной изменению, развитию. Отсюда следовало переистолкование предмета, методов и результатов философии как исторических,
    принимающих различный облик в разные эпохи.
    Предпосылки философии. Особенности античной философии.
    В античной Греции философия формируется в тот период, когда смысл чел. жизни, ее привычный строй и порядок оказываются над угрозой. Она формируется в тот период (
    в. до н.э.), когда прежние традиционно-мифологические представления рабовладельческого общества обнаруживают свою недостаточность, свою неспособность удовлетворить
    мировоззренческие зап...

    Забрать файл

    Похожие материалы:


ПИШЕМ УНИКАЛЬНЫЕ РАБОТЫ
Заказывайте напрямую у исполнителя!


© 2006-2016 Все права защищены