Географическое прогнозирование как элемент экологической подготовки школьников при обучении курсу География России

    Дисциплина: Педагогика
    Тип работы: Диссертация
    Тема: Географическое прогнозирование как элемент экологической подготовки школьников при обучении курсу География России

    Министерство образования и науки Российской Федерации
    Федеральное агентство по образованию
    Российский государственный педагогический университет
    имени А.И. Герцена
    На правах рукописи
    ЗАХАРОВ ДЕНИС ВЛАДИМИРОВИЧ
    Географическое прогнозирование как элемент экологической подготовки школьников при обучении курсу География России
    Диссертация на соискание ученой степени
    кандидата педагогических наук
    13.00.02 – теория и методика обучения и воспитания
    (география, уровень общего образования)
    Научный руководитель
    доктор педагогических наук,
    профессор, С.В. Васильев
    Санкт-Петербург
    2007
    ОГЛАВЛЕНИЕ
    ВВЕДЕНИЕ...................................................................................
    Глава 1.
    Основы географического прогнозирования в науке и школьной географии...............................................................................
    1.1. Исторические предпосылки возникновения географического прогнозирования
    в географической науке...............
    1.2. Роль географического прогнозирования в географической науке.............................................................................
    1.3. Отражение элементов географического прогнозирования в программно-методическом обеспечении курса «География
    России».....................................................................................................
    1.4. Анализ уровня экологической подготовки школьников при изучении ими курса «География России».....................................
    Выводы по 1 главе........................................................................
    Глава 2. Методические условия использования основ географического прогнозирования в процессе экологической подготовки школьников при обучении курсу «География России»...
    2.1. Модель методики использования географического прогнозирования в процессе экологической подготовки школьников при изучении курса «География
    России»........................
    2.2. Методика использования элементов географического прогнозирования в процессе экологической подготовки школьников на уроках географии в условиях педагогического
    эксперимента...........................................................................................
    2.3. Результаты применения экспериментальной методики использования элементов географического прогнозирования в экологическом обучении школьников
    при изучении курса «География России»................................................................................
    Выводы по 2 главе.........................................................................
    ЗАКЛЮЧЕНИЕ.............................................................................
    СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ.............................................................
    ВВЕДЕНИЕ
    Актуальность исследования.
    В современную эпоху, характеризующуюся обострением взаимоотношений человеческого общества и природы, усиливается противоречие между запросом общества в грамотных и образованных
    природопользователях,
    способных ответственно и адекватно использовать природные условия и распоряжаться природными ресурсами, строить экосообразные отношения, и существующей
    образовательной практикой, которая не в полной мере отвечает требованиям предъявляемым к экологической подготовке школьников.
    Влияние общества на природу реализуется в результате принятия решений лицами, определяющими экономическую политику, а также широкими массами населения в форме воздействия на
    окружающую среду в процессе жизнедеятельности. Одно из основных условий эффективного осуществления решений и мер, направленных на рациональное природопользование и предотвращение
    кризисных ситуаций – формирование у всех слоев населения экологической культуры, основы которой закладываются, в первую очередь, при обучении предметов естественнонаучного цикла в
    общеобразовательной школе. Особую роль в этом играет школьная география, отличающаяся комплексным подходом к изучению процессов взаимодействия общества и природы.
    Структура и содержание курса «География России» предусматривает
    изучение элементов географического прогнозирования, которое обладает значительным образовательным потенциалом, в экологической подготовке школьников.
    Как показал анализ программно-методического обеспечения Курса «География России»,
    в стандарте
    школьного географического образования содержатся требования к формированию и развитию у школьников умения прогнозировать.
    Существенный вклад в экологизацию школьной географии внесли исследования И.И. Бариновой, С.В. Васильева, Н.Ф. Винокуровой, Ю.Н. Гладкого, С.Н. Глазачева, Т.С. Комиссаровой, Т.В.
    Кучер, В.П. Максаковского, И.С. Матрусова, В.В. Николиной, Н.Н. Петровой, Н.Н. Родзевича, В.Д. Сухорукова, Д.П. Финарова и др. [11, 12, 16, 17, 18, 22, 26, 27, 53, 54, 67, 72,
    73, 74, 75, 82, 87, 93, 108, 112-117].
    Вопросам применения элементов географического прогнозирования особое внимание уделяли А.М. Алпатьев, М.И. Будыко, А.Г. Емельянов, Н.М. Сватков, Д.П. Финаров и др. [1, 2,
    15, 43, 44, 97, 112-117].
    О необходимости развития способностей школьников оценивать состояние окружающей среды, принимать правильные решения по её
    улучшению, предвидеть возможные последствия человеческого воздействия писали и говорили многие ученые (С.Н. Глазачев, А.Н. Захлебный, Т.В. Звонкова, В.П. Максаковский, В.В. Николина,
    И.Н. Пономарева, Н.Н. Родзевич, В.П. Соломин, Д.П. Финаров,
    и др.) [25, 27, 46, 72-74, 82, 89, 93, 101, 112-117], однако, на наш взгляд, в практике обучения географии географическому прогнозированию уделяется недостаточно
    внимания, что привело к затруднениям у школьников предвидеть возможные последствия деятельности человека.
    Как показали результаты констатирующего этапа эксперимента, школьники затрудняются в установлении причинно-следственных связей и формулировании выводов при рассмотрении вопросов
    взаимодействия общества и природы. Так, большинство учащихся не могут обосновано предсказать последствия деятельности человека в природе(обоснованные ответы были только у 6% от числа
    опрошенных).
    Итак, выбор темы нашего исследования обусловлен большой образовательной значимостью географического прогнозирования в экологической подготовке школьников и необходимостью
    повышения эффективности его использования при обучении географии; возможностями программного обеспечения и учебного содержания школьной географии с одной стороны и недостаточно
    высоким уровнем владения школьниками элементами географического прогнозирования.
    Цель
    диссертационного исследования заключается в совершенствовании экологической подготовки школьников при обучении географии при условии овладения ими элементами географического
    прогнозирования.
    Объектом
    исследования выступает процесс экологической подготовки школьников при обучении географии.
    Предметом
    исследования является методика использования географического прогнозирования в процессе экологической подготовки школьников при обучении курсу «География России».
    Гипотеза
    исследования заключается в том, что целенаправленное внедрение элементов географического прогнозирования ...

    Забрать файл

    Похожие материалы:


ПИШЕМ УНИКАЛЬНЫЕ РАБОТЫ
Заказывайте напрямую у исполнителя!


© 2006-2016 Все права защищены