Адаптация молодых рабочих оборонных предприятий Западной Сибири к индустриальному труду и быту в годы Великой Отечественной войны (1941 – 1945)

    Дисциплина: История
    Тип работы: Монография
    Тема: Адаптация молодых рабочих оборонных предприятий Западной Сибири к индустриальному труду и быту в годы Великой Отечественной войны (1941 – 1945)

    С.С. Букин, Р.Е. Романов
    Адаптация молодых рабочих оборонных предприятий Западной Сибири к индустриальному труду и быту в годы Великой Отечественной войны (1941 – 1945).
    Изучение адаптации молодого поколения рабочих оборонных предприятий к индустриальному труду и быту Западной Сибири в годы Великой Отечественной войны является
    одной из актуальных и новых проблем. В последние полтора десятилетия историки получили доступ к архивным фондам, где хранятся документы о возникновении и деятельности военных заводов. В
    научных исследованиях началось использование новых источников, содержащих сведения о комплектовании кадров, численности, составе, производственном обучении, труде и быте молодых рабочих
    промышленности. После отказа от классового подхода к реконструкции и интерпретации социальных явлений, рабочая молодежь в отечественной науке рассматривается в качестве самостоятельного
    объекта и субъекта исторического процесса. Под влиянием этих двух тенденций, в поле зрения исследователей оказались новые аспекты ее формирования и развития, в частности, проблема
    подростково-юношеской адаптации к реалиям оборонного производства и повседневности в военных условиях.
    Предметом изучения в данной работе является адаптация молодых рабочих военных заводов западносибирского тыла к индустриальному труду и быту. Понятие
    «адаптация к индустриальному труду и быту» определяется как процесс формирования знаний и навыков выполнения производственных операций с использованием технических средств машинного
    производства, и поведения в урбанистической среде повседневной жизни, обусловленного влиянием комплекса объективных и субъективных факторов, оказывающих социализирующее воздействие на
    становление личных и социальных качеств промышленного рабочего.
    Перспективность изучения проблемы адаптации молодых рабочих к оборонному производству и повседневности западносибирского тыла, прежде всего, связана с
    ролью молодежи в формировании и развитии трудовых коллективов промышленных предприятий в военные годы. В данный период, мобилизация мужчин в действующую армию вызвала огромные кадровые
    потери во всех отраслях народного хозяйства, в том числе и в промышленности. На смену высококвалифицированным рабочим, наряду с женщинами-домохозяйками, военнообязанными, негодными к
    строевой, пожилыми людьми, на предприятия поступили многочисленные контингенты молодежи. Отсутствие профессионального опыта у пришедших на заводы юношей и девушек обусловило интенсивное
    развитие производственного обучения как основного адаптационного механизма в системе военно-промышленного производства.
    В годы Великой Отечественной войны на характер производственной адаптации влияли формы комплектования молодежных рабочих кадров – вольный найм,
    трудовая мобилизация на предприятия и в учебные заведения гострудрезервов (оргнабор). Вольный найм являлся стихийным проявлением патриотической инициативы молодых людей, осознававших
    ценность труда как материального и морального источника Победы над фашизмом. Выбор профессиональной деятельности диктовался чувством личного долга перед Отечеством, семьей,
    родственниками, отдавшими свои жизни в борьбе с врагом, стремлением заменить у станка ушедших на фронт родных и близких людей. Данная мотивация служила мощным психологическим фактором,
    способствовавшим адаптации молодежи к оборонному производству.
    В отличие от вольного найма, оргнабор выступал в качестве инструмента политики государства, заключавшейся в централизованном перераспределении рабочей
    силы между отраслями народного хозяйства в масштабах всей страны. Он носил общеобязательный, принудительный характер, поскольку распространялся на неработающих мужчин от 16 до 55 лет,
    женщин – от 16 до 45 лет, в качестве трудовой повинности, регламентированной правовыми актами государственных, республиканских, областных органов власти. Уклонение от ее выполнения
    рассматривалось как правонарушение, преследовавшееся уголовным законодательством. Поступление на предприятия по призыву требовало от молодежи вынужденного принятия социальной
    ответственности, не обусловленного ее личными мотивами, что в последствии оказывало влияние на особенности процесса адаптации подростков и молодых людей к индустриальному труду.
    В годы войны наиболее эффективной формой пополнения молодежных рабочих кадров являлась трудовая мобилизация.
    В Западной Сибири ее организация осуществлялась обкомами и горкомами ВКП(б), руководство – исполкомами областных и городских советов. Уполномоченные
    обл- и горисполкомов производили набор рабочей силы с помощью общественных учреждений. В городах в проведении призыва молодежи на оборонные предприятия непосредственное
    участие принимали комсомольские организации и школы, в сельской местности – колхозы. В ходе его осуществления создавались комиссии, организующие прием подростков и молодых людей на
    сборных пунктах и их направление на заводы. В тех случаях, когда призыв проходил в сельских районах, удаленных от крупных индустриальных центров, их контингенты мобилизованных
    доставлялись до места назначения железнодорожным или речным транспортом.
    Непосредственный набор молодых горожан организовывали районные комитеты комсомола. В январе – феврале 1942 г. Новосибирский Обком ВКП(б) и Исполком
    областного совета санкционировали призыв молодежи в учебные заведения облтрудрезервов. В Дзержинском районе Новосибирска комсомольцы-активисты наладили контакт с семьями подростков,
    провели беседы с родителями по поводу поступления их детей в школы ФЗО. Результатом их агитационной работы стало перевыполнение плана мобилизации, давшей предприятиям города 420 новых
    рабочих.
    Осенью 1944 г. в Кемерово для проведения призыва подростков и молодых людей были организованы группы из комсомольского актива. Комсомольцы провели беседы
    и читки газет с мобилизованной молодежью, вечера встреч с учащимися РУ и ФЗО. На родительских собраниях они разъясняли место и роль учебных заведений гострудрезервов в подготовке
    молодежных рабочих кадров для промышленных предприятий.
    В Новосибирске в данный период из представителей комсомола создавались комиссии, организовавшие экскурсии в учебные заведения гострудрезервов
    Школа также участвовала в осуществлении трудовой мобилизации молодежи. Педагоги активно проявляли инициативу в организации набора школьников на предприятия и в
    учебные заведения
    трудрезервов внутри городских микрорайонов. Они вели агитацию, проводили собрания родителей учащихся, посещали их по месту жительства. На фоне этой позитивной деятельности,
    в отдельных учебных заведениях общего образования директора, завучи, учителя с помощью призывной компании стремились избавиться
    от учеников, отличающихся постоянной неуспеваемостью, нарушением дисциплины. В феврале 1943 г. инструктор Новосибирского Горкома ВЛКСМ отмечал, что «во многих школах
    установилось мнение, что если ученик плохо учиться и ведет себя, он не способен учиться в школе и должен работать или учиться в ремесленном училище». В свою очередь,
    многие подростки «саботируя» мобилизацио...

    Забрать файл

    Похожие материалы:


ПИШЕМ УНИКАЛЬНЫЕ РАБОТЫ
Заказывайте напрямую у исполнителя!


© 2006-2016 Все права защищены