Л. Никулин "Фёдор Шаляпин" (очерки жизни и творчества)

    Дисциплина: Культурология
    Тип работы: Монография
    Тема: Л. Никулин "Фёдор Шаляпин" (очерки жизни и творчества)

    Untitled
    Весной 1944 года перед закатом солнца два человека сидели на скамье в
    том живописном месте волжского откоса, откуда видно слияние Оки и Волги. Реки были в полном весеннем разливе, серебряные дали простира­лись до горизонта, вспыхивали багряным золотом, —
    это была картина, которую без волнения не может видеть ни один человек: великая река, необъятные про­сторы русской земли и стены Нижегородского Кремля, венчающие высокий зеленый
    берег.
    Естественно, что мы в эту минуту заговорили о че­ловеке, чья
    необыкновенная жизнь связана с этим городом и великой рекой, заговорили об Алексее Макси­мовиче Горьком; вспомнили: именно здесь, на откосе, произошел важный для Горького, для всей его
    будущей жизни разговор с писателем Короленко...
    Когда совсем стемнело, до нас донесся по радио голос и песня того
    человека, которого так любил и вы­соко ценил Горький, ценил, как гениального русского артиста... Голос, полный неповторимой прелести и вы­разительности, проникновенной музыкальности и
    чув­ства, голос волжанина, сына этой земли — Федора Шаляпина.
    Неизъяснимое волнение охватило нас. По-особен­ному звучала для нас эта
    русская песня на волжском откосе в те дни, когда наш могучий народ наступал на
    врага, гнал его с советской земли всей своей грозной мощью...
    А песня все звучала, и неповторимый голос трогал до глубины души; так
    мог петь только сын народа, рус­ский гений, Шаляпин.
    И вспомнилось слово, сказанное о нем Горьким:
    «Такие люди, каков он, являются для того, чтобы на­помнить всем нам: вот
    как силен, красив, талантлив русский народ! Вот плоть от плоти его, человек своими силами прошедший сквозь терния и теснины жизни... чтобы петь всем людям о России, показать всем, как она
    — внутри, в глубине своей — талантлива и крупна, обаятельна...».
    Безмерная любовь к родине слышится в этих словах великого русского
    писателя, любовь к одному из даровитейших ее сынов, положившему много труда во славу русского и мирового искусства.
    В 1873 году в семье крестьянина Вятской губернии села Логуновское Ивана
    Шаляпина родился сын, кото­рого нарекли Федором.
    В то время Шаляпины поселились в шести верстах от Казани, в деревне
    Ометово, потом переехали в город, в Суконную слободу. Иван Шаляпин научился грамоте у сельского пономаря, трудом и упорством добился не­которого образования и служил писцом в канцелярии.
    Быт в семье Шаляпиных был схожим с бытом дома Кашириных на Успенском Съезде в Нижнем Новгороде, где провел детство Алеша Пешков, в будущем великий РУССКИЙ писатель Максим Горький.
    Дед Алеши Пешкова, «нижегородский цеховой кра­сильного цеха» Василий
    Каширин, безжалостно тиранил бабушку, жалевшую и голубившую внука. Отец Шаля­пина избивал его мать — добрую русскую женщину. Однажды Федя Шаляпин попробовал защитить мать. Отец жестоко
    расправился с ним, вытолкнул в одном белье на улицу в двадцатиградусный мороз.
    В трезвом виде отец Шаляпина, по свидетельству сына, был тихий,
    молчаливый, вежливый человек со странностями.
    С пожелтевшей фотографической карточки на нас глядит скуластое лицо
    сурового, седобородого человека
    в высокой барашковой шапке, лицо крестьянина, изведавшего лишения,
    тяжелую трудовую жизнь.
    Пил Иван Шаляпин сначала в дни получки, по два­дцатым числам каждого
    месяца, а потом стал пить каждый день. Запомнились Федору Шаляпину эти два­дцатые числа, ожидание возвращения отца из трактира и мать, в страхе ожидающая этого возвращения хозяина дома,
    кормильца. Быт вокруг был страшный, во всей слободе одни и те же сцены: пьянство, побои, бедность, грызня.
    Все же отец Федора Шаляпина понимал полезность ученья, знания грамоты,
    хотя бы потому, что грамотный мог пристроиться на службу в контору. Федора отдали в приходскую школу. Потом отдали учиться ремеслу: сначала сапожнику, потом плотнику.
    «Сколько колотушек я за это время получил, знает один бог», —
    впоследствии вспоминал Шаляпин.
    Однажды взвалили на мальчика тяжелое бревно. Он упал под тяжестью
    бревна, но не заплакал. «К чему плакать? Завтра ведь все равно заставят таскать такие же бревна».
    Сверстники его жили так же, как он, так же, как его, Федора Шаляпина, их
    отдавали мастеру в ученики. Много лет спустя, уже знаменитый, всемирно известный артист, Шаляпин, приезжая как гастролер в Казань на концерт, встречал измученных тяжелой жизнью людей,
    своих товарищей из Суконной слободы.
    Откуда же в этом суровом быту могла пробудиться в мальчике любовь к
    искусству?
    С детских лет он наблюдал, как труженики находили утешение в песне, в
    песне рассказывали о своем горе. Женщины под жужжание веретен пели о белых пуши­стых-снегах, о девичьей тоске, о лучинушке, жалуясь, что она неясно горит. «А она и в самом деле неясно
    горела...» — вспоминает Шаляпин свое детство, бедную избу, тусклый огонек лучины.
    Так родилась в Федоре Шаляпине любовь к песне.
    Народные песни были и первой школой пения. Народ пел о своей горькой
    судьбине, и естественно, пел и по­дросток Шаляпин. Хотелось петь так, чтоб хватало за
    душу, но люди, считавшие себя знатоками, находили голос мальчика
    необработанным.
    Неотразимое впечатление на Шаляпина произвели
    уличные артисты, и прежде всего клоун Яков Мамаков — «знаменитый паяц
    Яшка».
    Люди старшего поколения помнят балаганы на Масленой неделе и просто
    уличных комедиантов, высту­пающих во дворах на потертом коврике, эти детские воспоминания обычно сохраняются надолго, если не навсегда.
    «Очарованный артистами улицы, я стоял перед бала­ганом до той поры, что
    у меня закоченели ноги и рябило в глазах от пестроты одежды балаганщиков.
    — Вот это — счастье, быть таким человеком, как Яшка! — мечтал я.
    Все его артисты казались мне людьми, полными не­истощимой радости;
    людьми, которым приятно паясни­чать, шутить и хохотать...» — такими были детские впечатления Шаляпина.
    Ученье у плотника кончилось, Федя Шаляпин знал грамоту и поступил на
    службу в ссудную кассу «Печенкин и компания», потом в счетную палату на должность переписчика. Получал восемь рублей в месяц. \"Потерял важную бумагу — выгнали. Служил переписчиком и в
    духовной консистории.
    «Мне было двенадцать, когда я в первый раз попал в театр. Шла пьеса с
    пением — «Русская свадьба». Вто­рой пьесой, которую я видел, была «Медея». Она за­ставила меня громко рыдать», — вспоминал Шаляпин.
    Можно вообразить себе театр в Казани в те времена и актеров того
    времени. Сомнительно, чтобы все арти­сты были на высоте, но первое знакомство с настоящим театром произвело огромное впечатление.
    «Театр свел меня с ума, сделал почти невменяемым... Дома я рассказывал
    матери о том, что видел, — меня мучило желание передать ей хоть малую частицу ра­дости, наполнявшей мое сердце...
    Мне особенно хотелось рассказать ей о любви, глав­ном стержне, вокруг
    которого вращалась вся приподня­тая театральная жизнь. Но об этом говорить было по-
    чему-то неловко, да и я не в силах был рассказать об этом просто и
    понятно: я сам не понимал, почему это в театре о любви говорят так красиво, возвышенно и чисто, а в Суконной слободе любовь — грязное, похаб­ное дело...

    Забрать файл

    Похожие материалы:


ПИШЕМ УНИКАЛЬНЫЕ РАБОТЫ
Заказывайте напрямую у исполнителя!


© 2006-2016 Все права защищены