Р.И.Остапенко. Структурные связи ценностных ориентаций и поведенческого стиля в конфликтной ситуации работников организации

    Дисциплина: Психология
    Тип работы: Монография
    Тема: Р.И.Остапенко. Структурные связи ценностных ориентаций и поведенческого стиля в конфликтной ситуации работников организации

    УДК 316.6 Р. И. Остапенко ББК 60.8 Кандидат
    педагогических наук СТРУКТУРНЫЕ СВЯЗИ ЦЕННОСТНЫХ ОРИЕНТАЦИЙ И ПОВЕДЕНЧЕСКОГО СТИЛЯ В КОНФЛИКТНОЙ СИТУАЦИИ РАБОТНИКОВ ОРГАНИЗАЦИИ На основе теоретического анализа источников по
    рассматриваемой проблеме, сформирована батарея психодиагностических методик и проведено эмпирическое исследование с целью выявления связи поведенческого стиля в конфликтной ситуации и
    ценностных ориентаций работников организации. Полученные данные были проанализированы как содержательно, так и с помощью статистических методов (корреляционный, факторный анализ). В
    качестве гипотезы выступило предположение о влиянии ценностных ориентаций сотрудников на соответствующий стиль поведения в конфликтных ситуациях. Анализ полученных данных позволил частично
    подтвердить выдвинутую гипотезу, а также выявить статистически значимые связи, нуждающиеся в дальнейшем содержательном обосновании. Ключевые слова: ценности, конфликт, поведенческий стиль,
    организация, факторный, анализ, структура, моделирование. R. I. Ostapenko Ph.D. in Pedagogy COMMUNICATION VALUES AND BEHAVIORAL STYLES IN CONFLICT SITUATIONS OF WORKERS ORGANIZATION On the
    basis of theoretical analysis of the literature on the subject, formed battery of diagnostic methods and conducted an empirical study to identify communication behavioral style in a
    conflict situation and values of employees of the organization. The data were analyzed both in content and with the help of statistical methods (correlation, exploratory and confirmatory
    factor analysis). As a hypothesis acted assumption about the impact of value orientations of employees on the appropriate style of behavior in conflict situations. Analysis of data will
    partially confirm the hypothesis put forward, and identify statistically significant relationships that need further substantiation of content. Key words: values, conflict, behavioral
    style, organization, component, analysis, structure, modeling. Социально-психологический климат в рабочей организации, межлич-ностные отношения между работниками, ценностные установки
    каждого из сотрудников являются важными факторами в развитии организации и произ-водительности труда. В психологической литературе отдельно рассматриваются различные аспекты поведения
    работников в конфликтных ситуациях (Г. М. Андреева [1], Ю. Г. Запрудский [8], А. В. Дмитриев [5] и др.), дается анализ ценностей сотрудников организации (Д. М. Джордж [4], Ю. М. Жариков
    [6], Ю. М. Забродин [7] и др.), однако не уделено достаточное внимание изуче-нию связи ценностного фактора и организационного поведения работников. По нашему мнению, изучение данной
    проблемы позволит лучше понять ме-ханизмы взаимоотношений и определить влияние ценностных ориентаций личности на развитие межличностных отношений и на поведение личности в целом. Несмотря
    на то, что в ряде исследований понятие «ценностные ориен-тации личности» совпадает с терминами, характеризующими мотивационно-потребностную или смысловую сферу, вслед за Ш. Шварцем и М.
    Рокичем будем понимать: абстрактные идеи, положительные или отрицательные, не связанные с определенным объектом или ситуацией, выражающие челове-ческие убеждения о типах поведения и
    предпочитаемых целях. Научный интерес представляет типология ценностных ориентаций. Так, М. Рокич выделяет два типа ценностей: терминальные (ценности-цели) и инструментальные
    (ценности-средства). В. Франкл выделяет три смысловые универсалии: «что человек дает обществу», «что человек берет от общества» и «какую позицию человек занимает в отношении факторов,
    ограничива¬ющих его жизнь». С. С. Бубнова [2] предлагает трехуровневую иерархическую мо-дель системы ценностных ориентаций: абстрактные ценности-идеалы (ду-ховные, эстетические и т.д.),
    личностные ценности-свойства (общительность, активность и т.д.) и ценности-способы поведения, наиболее характерные средства реализации и закрепления ценностей-свойств. В отечественной
    литературе множество исследователей (Н. В. Гришина [3], А. В. Дмитриев [5], Ю. Г. Запрудский [8], А. Г. Здравосмыслов [9]) отме-чают социальный характер понятия «конфликт». Например, А. В.
    Дмитриев [2] определяет конфликт как качество взаимодействия между людьми (или элементами внутренней структуры личности), выражающееся в противобор-стве сторон ради достижения своих
    интересов и целей. Под понятием «конфликт в организации» мы будем понимать откры-тую форму существования про¬тиворечий интересов, возникающих в процессе взаимодействия лю¬дей при решении
    вопросов производственного и личного порядка [10]. Под стилем поведения в конфликтной ситуации – ориентацию личности (группы) по отношению к конфликту и установку на определен-ные формы
    поведения в ситуации конфликта (К. У. Томас, Р. Х. Килменн). Таким образом, в процессе формирования ценностных ориентаций складывается система межличностных отношений, определяющих
    социаль-ное и психологическое самочувствие каждого члена группы. Результатом противоречивых межличностных взаимодействий как следствие может воз-никнуть конфликтная ситуация. Гипотезой
    исследования стало предположение о том, что сотрудникам, которым свойственны такие ценностные ориентации, как помощь другим и милосердие, признание и уважение в коллективе демонстрируют
    мягкий и примиренческий стили поведения в конфликтной ситуации. Для сотрудни-ков, которым характерен жесткий стиль поведения в конфликтных ситуаци-ях, актуальны признание и высокий
    социальный статус. В эмпирическом исследовании связи поведенческого стиля в кон-фликтной ситуации и ценностных ориентаций работников организации бы-ли использованы следующие методики: а)
    методика «Экспресс-диагностика устойчивости к конфликтам» [7, с.211-212]; б) методика «Экспресс-диагностика поведенческого стиля в конфликтной ситуации» [7, с.210-211]; в) методика
    «Самооценка рационального поведения в конфликте» [7, с.57-59]; г) методика «Диагностика реальной структуры ценностных ориентаций лично-сти (С. С. Бубнова)» [7, с. 26-28]. В работе
    применялись методы количественной обработки полученных данных: корреляционный анализ с помощью SPSS 18.0; структурное модели-рование с помощью AMOS. Исследование было проведено на базе
    предприятий г. Воронежа. В нем участвовало 90 человек в возрасте от 21 до 55 лет. Контингент исследования – руководители, бухгалтерия, менеджеры, мастера, рабочие, водители. Рис. 1. Уровни
    конфликтоустойчивости и конфликтности работников орга-низации Результаты обработки данных по методике «Экспресс-диагностика ус-тойчивости к конфликтам» отображены на рис. 1. По данным
    полученным среди сотрудников организации наблюдается высокая (33%) и средняя (33%) конфликтоустойчивость. Наименьший ре-зультат испытуемые продемонстрировали по показателям выраженной
    кон-фликтности, что составляет 23% и высокой конфликтности, что составляет 10%. Таким образом, в целом мы наблюдаем, что сотрудники данной органи-зации, способны оптимально организовать
    свое поведение в трудных ситуа-циях социального взаимодействия и бесконфликтно решать возникшие ...

    Забрать файл

    Похожие материалы:


ПИШЕМ УНИКАЛЬНЫЕ РАБОТЫ
Заказывайте напрямую у исполнителя!


© 2006-2016 Все права защищены