Формирование иноязычной коммуникативной компетентности будущих специалистов туристической индустрии. Социально- психологический тренинг как один из факторов развития коммуникативной компетентности

    Дисциплина: Технические
    Тип работы: Монография
    Тема: Формирование иноязычной коммуникативной компетентности будущих специалистов туристической индустрии. Социально- психологический тренинг как один из факторов развития коммуникативной компетентности

    ББК 65.276 : 74.6
    СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ ТРЕНИНГ КАК ОДИН ИЗ ФАКТОРОВ РАЗВИТИЯ КОММУНИКАТИВНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ О.А. Романенко
    Для повышения In clause is spoken, that for коммуникативной компетентности increase of communicative competence помимо традиционных средств besides traditional means
    there is a существует необходимость включения necessity of inclusion in educational в учебный процесс социально-process of a social-psychological психологического тренинга, или его
    training, or his(its) elements. элементов.
    Существует немало видов деятельности, в которых умение общаться, высокая коммуникативная компетентность (система средств саморегуляции коммуникативных действий) есть такая же
    неотъемлемая часть профессии, как и специальные навыки и умения. Менеджеры, врачи, психологи, преподаватели и т.п. специалисты большую часть своего рабочего времени затрачивают на общение
    с коллегами, клиентами, пациентами, учениками. Поэтому овладение эффективными стратегиями делового поведения и общения для них является необходимостью. Это касается и специалистов в
    области сервиса и туризма.
    До недавнего времени процесс обучения деловому общению в большей степени носил стихийный («естественный») характер. Человек приобретал паттерны делового общения исключительно
    самостоятельно. Этот «естественный» путь совершенствования коммуникативной компетентности идет через накопление коммуникативного опыта на основе непосредственного участия в общении с
    другими людьми. Человек черпает сведения о проблемах межличностного взаимодействия и способах их разрешения из литературы, по каналам СМИ, таким образом, естественно приобщаясь к
    коммуникативной культуре общества. Средства анализа коммуникативных ситуаций в виде образных и символических форм, получаемые из культурной среды, позволяют ему проводить синтез и
    классификацию эпизодов социального воздействия. Но при таком стихийном протекании процесса научения могут складываться неадекватные познавательные схемы, деформирующие коммуникативные
    взаимодействия. Помощь в регуляции собственного коммуникативного поведения может оказать знакомство с социально-психологической литературой. Неслучайно современные профессиональные
    образовательные программы включают дисциплины, несущие информацию о способах и методах эффективных коммуникаций (например, социальная психология, управление персоналом и т.п.). Однако
    представляется, что наиболее результативным для формирования коммуникативных умений, создания новых средств анализа и регуляции коммуникативных действии является групповой тренинг. Он не
    заменяет «естественного» опыта другим, но организует (оказывает по мощь в организации) более эффективных способов освоения богатства коммуникативной культуры.
    Одним из средств (и источников) развития коммуникативной компетентности является социально-психологический тренинг (СПТ) (Л. А. Петровская, 1982; Ю. Н. Емельянов, 1985).
    Социально-психологический тренинг сформирует у человека умение управлять стилем своего поведения за счет осознания того, как он воспринимается окружающими, какие действия провоцируют их
    симпатию или антипатию, развивает такие личные качества, как чувствительность к психическому состоянию окружающих людей, их установки и стремления. Социально-психологический тренинг имеет
    много вариантов. Одни авторы относят к СПТ групповые дискуссии, групповую психотерапию, психодраму, Т-группы. Вторые – групповые дискуссии, ролевые игры, невербальные методы
    взаимодействия, проективное рисование. Третьи – невербальные техники, групповые дискуссии, проективное рисование, ролевые игры. Четвертые считают, что СПТ включает в себя широкий спектр
    методических форм, таких как тренинг сенситивности, ролевое обучение. Н.М. Коряк и И.М. Ребейко считают, что несмотря на внешнее многообразие видов СПТ, все они могут быть сведены к двум
    основным: развивающий тренинг, целью которого является развитие личности участников тренинговой группы, и инструментальный тренинг, цель которого – выработка у участников тренинга чисто
    технических навыков и приемов общения.
    М. Грановская приводит схожую классификацию. Один вид тренингов ориентирован на развитие специальных умений (например, вести переговоры, разрешать межличностные конфликты), другой
    нацелен на углубление опыта анализа ситуаций общения, имеется ввиду анализ себя, другого человека, групповой ситуации в целом.
    СПТ – это область практической психологии, ориентированная на использование активных методов групповой психологической работы с целью развития компетентности в общении или
    коммуникативной компетентности. Этот вид тренинга наиболее широко представлен на рынке тренинговых услуг. К коммуникативным относятся все тренинги, в которых основным предметом внимания
    является взаимодействие между людьми, в частности, в коллективе, способы разрешения конфликтов, возникающих в ходе этого общения, влияние и противостояние влиянию. Названия широко
    варьируют от простого «Тренинг уверенного поведения (общения)» или «Разрешение конфликтов» до красиво звучащего «Технологии коммуникативной компетентности». По содержанию эти тренинги,
    скорее всего, будут близки – на них участники получают теоретические знания, касающиеся того, как «правильно» общаться, налаживать контакт, строить беседу, выступать перед аудиторией,
    выходить из конфликта и т.д., а самое ценное – имеют возможность практической отработки навыков в сфере общения.
    Тренинг социально-психологических и психотехнических умений, необходимых для общения, заключается в выработке социально-психологических умений, связанных с овладением процессами
    взаимосвязи, взаимовыражения, взаимопонимания, взаимоотношений, взаимовлияний:
    умение психологически верно и ситуативно обусловленно вступить в общение;
    умение поддерживать общение, психологически стимулировать активность партнера;
    умение психологически точно определить «точку» завершения общения;
    умение максимально использовать социально-психологические характеристики коммуникативной ситуации для реализации своей стратегической линии;
    умение прогнозировать возможные пути развития коммуникативной ситуации, в рамках которой разворачивается общение;
    умение прогнозировать реакции партнеров на собственные акты коммуникативных действий;
    умение психологически настраиваться на эмоциональный тон партнеров по общению;
    — умение овладеть и удержать инициативу в общении;
    умение спровоцировать «желаемую реакцию» партнера по общению;
    умение формировать и «управлять» социально-психологическим настроением партнера в общении.
    Психотехнические умения, связанные с овладением процессами самомобилизации, самонастройки, саморегулирования:
    умение преодолевать психологические барьеры в общении;
    умение снять излишнее напряжение;
    умение эмоционально настраиваться на ситуацию общения;
    умение психологически и физически «пристраиваться» к партнеру по общению;
    умение психологически адекватно ситуации общения выбрать жесты, позы, ритм своего поведения;
    умение мобилизоваться на достижение поставленной коммуникативной задачи.
    Програм...

    Забрать файл

    Похожие материалы:


ПИШЕМ УНИКАЛЬНЫЕ РАБОТЫ
Заказывайте напрямую у исполнителя!


© 2006-2016 Все права защищены