Экологическое обучение и воспитание в системе школьного географического образования

    Дисциплина: Разное
    Тип работы: Монография
    Тема: Экологическое обучение и воспитание в системе школьного географического образования

    Российский государственный педагогический университет
    имени А.И. Герцена
    С.В. Васильев, В.П. Соломин
    Экологическое обучение и воспитание в системе школьного географического образования
    Монография
    Оглавление
    ВВЕДЕНИЕ
    Глава 1. Отражение проблемы взаимодействия общества и природы в истории географической науки и школьной географии как методологическая основа развития экологического
    образования
    1.1. Историко-диагностический аспект в развитии географической науки
    1.2. Современные географические подходы к изучению процессов взаимодействия природы и общества
    1.3. Экологизация как тенденция развития системы школьного географического образования
    Глава 2. Теоретические основы экологического обучения и воспитания школьников в системе географического образования
    2.1. Современные подходы к обоснованию сущности экологического образования
    2.2. Возможности экологизации школьного курса географии
    2.3. Модель экологического обучения и воспитания в системе школьного географического образования
    Глава 3. Региональный аспект содержания экологической подготовки учащихся в школьном курсе географии
    3.1. Экологическая подготовка учащихся на краеведческой основе в школьном курсе географии
    3.2. Отражение национальных особенностей природопользования в школьном географическом краеведении
    3.3. Развитие деятельности учащихся в экологической подготовке при обучении географии
    3.4. Картографическая подготовка школьников, как важный компонент экологического обучения и воспитания в системе географического образования
    3.5. Средства наглядности в экологической подготовке учащихся
    ЗАКЛЮЧЕНИЕ
    СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
    ВВЕДЕНИЕ
    Проблема взаимоотношений человека и природы не нова, но лишь во второй половине
    XX века антропогенный «пресс» на природную среду составил угрозу продуктивности биосферы и качеству условий жизни самого человека. В настоящее время общество
    осознает, что
    основными факторами устойчивого развития являются гарантии экологической безопасности, принимаемые мировым сообществом. Поэтому вполне закономерно, что в начале
    XXI века у ученых не вызывает сомнения необходимость развертывания широкомасштабного экологического образования, которое становится системообразующим фактором образования
    всех слоев населения.
    Экологическое образование признано приоритетным направлением в гармонизации отношений общества и природы. Признание ведущей роли образования среди мер, направленных на решение
    экологических проблем, нашло отражение в нормативных документах в нашей стране и за рубежом. Реализация экологического образования отвечает всем требованиям выполнения Национальной
    доктрины образования в Российской Федерации, Федеральной программы развития образования, Плана действий Правительства РФ в области социальной политики, Концепции модернизации
    Российского образования на период до 2010 года и направлена на разрешение противоречий в системе «общество – природа – личность»:
    Особая роль в деле ликвидации «экологической безграмотности» принадлежит общеобразовательной школе, поскольку через нее проходят все потенциальные природопользователи.
    Проблема актуальности экологического знания вследствие обострения взаимоотношений общества и природы находит отражение во всех известных ныне науках и проецируется на все школьные
    дисциплины.
    Школьная география, содержание которой отражает основы географической науки, отличается от других учебных дисциплин комплексным подходом к изучению природы, общества
    и характера их взаимоотношений. География является одним из школьных предметов, интегрирующих естественнонаучные и социально-экономические знания. Все это позволяет утверждать, что
    школьная география обладает значительным потенциалом для достижения целей экологического обучения и воспитания.
    Глава 1. Отражение проблемы взаимодействия общества и природы в истории географической науки и школьной географии как методологическая основа развития экологического
    образования
    Сложившаяся ситуация в системе взаимоотношений природы и общества диктует необходимость всемерного развития экологического образования и, в первую очередь, образования школьного.
    Известно, что сам характер проблемы не дает возможности всестороннего её изучения в рамках одного предмета, в отечественном школьном образовании взят курс на межпредметное изучение
    широкого диапазона вопросов взаимодействия человеческого общества с окружающей его средой. При этом необходимо определить вклад каждой школьной дисциплины в реализацию экологического
    образования. Образовать и очертить роль школьной географии невозможно без анализа истории развития, как географической науки, так и тенденций развития школьного экологического
    образования.
    1.1. Историко-диагностический аспект в развитии географической науки
    Значение географических исследований в формировании мировоззрения будущих природопользователей подчеркивается всей историей развития географической науки.
    География с древнейших времен характеризовалась комплексным подходом к изучению природы и общества в их взаимодействии.
    Попытка систематизировать известный географический материал впервые была предпринята Б. Варениусом в труде «Всеобщая география», появившемся в 1650 г. в Голландии и переведенном на
    русский язык по распоряжению Петра
    I [173]. В этой работе приводились описания как природных, так и хозяйственных особенностей известных человеку территорий.
    В России изучению и описанию новых земель способствовали Великие географические открытия русских землепроходцев: А. Никитина, И. Москвина, В. Пояркова, С. Дежнева, Е. Хабарова и
    других. Все эти экспедиции оставили комплексные описания, карты и кроки маршрутов исследуемых территорий. Большую роль в освоении новых земель сыграл поход В. Атласова на Камчатку.
    Представленные им «сказки» по богатству содержавшихся в них географических сведений, этнографических материалов далеко превосходят все документы путешественников по Сибири и Дальнему
    Востоку того времени [173, с. 39]. С давних времен у первопроходцев возникала необходимость нанесения исследуемых земель на карту. В России исключительное значение имели первые карты
    Сибири, составленные П. Горуновым и С. Ремезовым (1701) [229]. В ремезовских географических чертежах современные исследователи усматривают образцы комплексного географического
    картографирования. Чертежи атласов, помимо топографических и гидрографических элементов, имели и другие параметры человеческой деятельности [302, с. 14]. В частности, на этих картах
    были отображены «результаты хозяйственного освоения земель»: пашни, покосы, луга, поскотины и другое. Часто приводиться хозяйственная оценка местности: «степь голая, ни лесу, ни воды …
    чернолесье, согры и болота молопроходны …» [302, с. 15].
    Таким образом, уже в первых российских атласах содержался комплексный аналитический сопроводительный текст.
    Исключительно важными для российской географии являются Камчатская (1725-1730) и Великая Северная (1733-1743) экспедиции. Участниками экспедиций – С. Малыгиным, А. Скуратовым, Д.
    Овцыным, Д. Стерлиговым, В. Прончищевым...

    Забрать файл

    Похожие материалы:


ПИШЕМ УНИКАЛЬНЫЕ РАБОТЫ
Заказывайте напрямую у исполнителя!


© 2006-2016 Все права защищены