Роман "Пути небесные" как итог духовных исканий Ивана Сергеевича Шмелева

    Дисциплина: Русский язык и литература
    Тип работы: Диплом
    Тема: Роман "Пути небесные" как итог духовных исканий Ивана Сергеевича Шмелева

    МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ

    РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

    ВЯТСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ

    ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ

    Филологический факультет

    Кафедра литературы

    века

    и методики обучения литературе

    Выпускная квалификационная работа

    Роман «Пути небесные»

    как итог духовных исканий

    Ивана Сергеевича Шмелева

    Выполнила студентка 5 курса

    филологического факультета

    И.А. Куклина

    Научный руководитель:

    кандидат филологических наук,

    доцент Г.Н. Шершнева

    Допущена к защите в ГАК

    Зав. Кафедрой

    ______________

    Лузянина Л.Н.

    Декан факультета

    ______________

    Лицарева К.С.

    «______» ________________ 2001 г.

    Киров

    2001

    Содержание

    Введение…………………………………………..……..……

    Глава 1 – Путь к вере. Духовные искания……………....…..19

    Глава 2 – Отражение духовных исканий писателя

    в его художественных произведениях….…….

    Глава 3 – Роман «Пути небесные»

    3.1. История создания. Прототипы главных героев..

    3.2. Жанровое своеобразие романа…………………

    3.3. Система образов…………………………..…..…

    3.4. Проблематика романа «Пути небесные»..……..

    Заключение……………………………………..….…………

    Библиография…………………………………………………

    Введение

    Шмелев Иван Сергеевич (1873 – 1950) – выдающийся русский писатель и публицист. Яркий представитель консервативно-христианского направления русской словесности, был одним из

    самых известных и популярных писателей России начала века. После того, как в 1920 г. в Крыму большевиками был расстрелян его сын, - русский офицер, - могилу которого Шмелев отчаялся

    найти, писатель в 1922 г. эмигрировал. В изгнании стал одним из духовных лидеров русской эмиграции. Шмелева высоко ценили И. Ильин, И. Куприн, Б. Зайцев, К. Бальмонт, Г. Струве.

    Архиепископ Чикагский и Детройтский Серафим (знакомый со Шмелевым по миссионерской обители преподобного Иова Почаевского на Карпатах) писал о нем так: «Дал Господь Шмелеву продолжить

    дело заветное Пушкина, Гоголя, Достоевского – показать смиренно-сокровенную православную Русь, душу русскую, Божиим перстом запечатанную» (51,401).

    Он не мог жить без живого русского слова, без чтения русского. Шмелев постоянно писал о России, о русском человеке, о русской душе, затрагивал вопросы монашества, старчества.

    Для Шмелева тема России была не только главной, но и единственной. Вот почему Шмелев, быть может, острее чем кто-либо другой из русских писателей зарубежья, так близко к сердцу

    принимал все, что было связано с Россией. По словам Бальмонта, лишь Шмелев «воистину горит неугасимым огнем жертвенности и воссоздания – в образах, - истинной Руси» ( 76 ).

    Шмелев много сделал для того, чтобы вернуть России память о себе, память о давно забытых обычаях и обрядах, о неисчерпаемых богатствах русского языка, о Святой Руси. «Моя жизнь

    – вся открыта, и мною написанное – мой паспорт. Я больше полувека – русский писатель и знаю, каков его долг» ( 79 ).

    За рубежом И. Шмелев выпустил более двадцати книг, с годами в творчестве Шмелева центральное место заняли воспоминания о прошлом – «Богомолье», 1931, «Лето Господне», 1933-48.

    За рубежом к нему приходит и мировое признание. Так, Томас Манн, давая в одном из писем Шмелеву (1926г.) оценку повести «Неупиваемая чаша», взволнованно писал «о чистоте и граустной

    красоте, богатстве содержания произведения» и делал вывод, что Шмелев и в любви и в гневе остается на высоте «русского эпоса».

    Сегодня происходит не просто возвращение – воскрешение Шмелева-писателя, который еще недавно зачислялся некоторыми профессорами и словесниками в разряд натуралистов, бескрылых

    бытописателей. Феномен Шмелева едва ли не самый удивительный во всем возвращенном мире русской литературы нашего века.

    Дореволюционная критика

    И.С. Шмелев, по утверждению его собратьев по перу – М. Горького, А. Серафимовича, А. Куприна, Н. Телешова, С. Сегреева-Ценского, Л. Андреева, - многих дореволюционных и

    советских критиков – А. Дермана, Н. Коробки, В. Львова-Рогачевского, Г. Горбачева, Б. Михайловского, О Михайлова, В. Келдыша – является одним из видных представителей русской

    реалистической литературы начала ХХ века. После публикации

    рас...

    Забрать файл

    Похожие материалы:


ПИШЕМ УНИКАЛЬНЫЕ РАБОТЫ
Заказывайте напрямую у исполнителя!


© 2006-2016 Все права защищены