Сравнительный анализ лингвистического наполнения концепта «ЦВЕТ» в русской и английской культурах

    Дисциплина: Русский язык и литература
    Тип работы: Диплом
    Тема: Сравнительный анализ лингвистического наполнения концепта «ЦВЕТ» в русской и английской культурах

    МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

    РОССИЙСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ

    УНИВЕРСИТЕТ им. А.И.ГЕРЦЕНА

    Филиал в г. Волхове

    ВЫПУСКНАЯ КВАЛИФИКАЦИОННАЯ

    (ДИПЛОМНАЯ) РАБОТА

    «СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ ЛИНГВИСТИЧЕСКОГО НАПОЛНЕНИЯ КОНЦЕПТА «ЦВЕТ» В РУССКОЙ И АНГЛИЙСКОЙ КУЛЬТУРАХ»

    2004

    Оглавление

    Введение.

    …………………………………………………………………………3

    Глава 1. Теоретические основы и центральные понятия лингвокультурологии.

    ………………………………………………………….5

    Взаимоотношения языка и культуры……………………………………….5

    История возникновения и методы лингвокультурологии………………..14

    Концепт как основная единица описания языка………………………….20

    Структура и методы описания концепта…………………………………..27

    Выводы…………………………………………………………………………...34

    Глава 2.

    Сравнительный анализ концепта «цвет» в русской и английской культурах (на примере «красного» цвета и его аналога «

    ……………………………………………………………………………..36

    2.1 Причина обращения к концепту «цвет»…………………………………....36

    2.2 Лексикографические данные……….……………………………………….41

    2.3 Символика и значение красного цвета

    …………………………………….60

    Фразеологические единицы………………………………………………...66

    Повседневная речевая практика……………………………………………74

    Выводы…………………………………………………………………………...78

    Заключение

    ……………………………………………………………………...80

    Библиография

    ………………………..…………………………………………81

    Введение.

    Идея взаимосвязи культуры и языка относится еще к 18 веку, но целенаправленное изучение этой проблемы началось только в конце прошлого

    века. Исследования эти носили больше декларативный характер и вплоть до начала 70-х годов ни в русской, ни в иностранной лингвистике не было достаточно глубоких и обстоятельных

    исследований, посвященных данной теме.

    Однако за последние два десятилетия значительно выросло число работ, свидетельствующих об интересе и стремлении лингвистов к исследованию языковых явлений в широком

    экстралингвистическом контексте. И если еще совсем недавно признавалось, что обращение к экстралингвистическим факторам свидетельствует о некоторой несостоятельности или «слабости»

    лингвиста - исследователя, то в настоящее время необходимость изучения языка в его реальном функционировании в различных сферах человеческой деятельности стала общепринятой.

    Первые попытки решения проблемы взаимосвязи языка и культуры находят свое отражение в трудах В.Гумбольдта.

    Язык – это средство общения между индивидами, а культура – определенный уровень развития общества. Язык хранит культуру, передает

    ее из поколения в поколение. И на основе этой идеи возникла такая наука как лингвокультурология.

    Лингвокультурология - самостоятельное направление лингвистики, которое сформировалось в 90-е годы XX века, изучающее

    взаимосвязь языка и культуры.

    Новая отрасль знания – лингвокультурология – создает собственный понятийно-терминологический аппарат, который сочетает в себе

    ее лингвистические и культурологические истоки. Основой для такого аппарата может служить активно развивающееся в последнее время понятие концепта.

    Концепт – то, как мы понимаем то или иное понятие. Наибольший интерес в плане исследования представляют концепты, занимающие важное

    место в жизни этноса.

    Однако проблемы исследования отдельных концептов в современной лингвистике «являются настолько сложными, многообразными и богатыми,

    что требуют постоянного более глубокого проникновения в их сущности» [Жаркынбекова, 1999: 109]. К таким концептам можно отнести концепт «цвет».

    Феномен цвета – предмет изучения многих фундаментальных наук и составляющая многих искусств. Однако до сих пор цвет не имеет общей концепции

    в пределах какой-либо одной науки или целого направления. Цвет играет большую роль в жизни общества.

    Целью данной дипломной работы является сопоставление особенностей употребления слова «красный» и его производных в русской культуре и

    слова «

    red» в английской культуре, а также сравнение значений красного цвета в данных культурах.

    Цель диктует и задачи дипломной работы:

    определить основные понятия лингвокультурологии;

    провести сравнительный анализ слов «красный» и «

    », испол...

    Забрать файл

    Похожие материалы:


ПИШЕМ УНИКАЛЬНЫЕ РАБОТЫ
Заказывайте напрямую у исполнителя!


© 2006-2016 Все права защищены