Методологическое значение сравнительного метода в зоологических исследованиях

    Дисциплина: Разное
    Тип работы: Реферат
    Тема: Методологическое значение сравнительного метода в зоологических исследованиях

    БЕЛОРУССКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ им. М. ТАНКА

    КАФЕДРА ФИЛОСОФИИ

    РЕФЕРАТ НА ТЕМУ:

    «МЕТОДОЛОГИЧЕСКОЕ ЗНАЧЕНИЕ СРАВНИТЕЛЬНОГО МЕТОДА В ЗООЛОГИЧЕСКИХ ИССЛЕДОВАНИЯХ»

    Миксюк Ольги Ивановны

    соискателя кафедры зоологии

    Научный руководитель:

    доцент, кандидат биологических наук

    Александр Владимирович Хандогий

    _______________________________

    Оценка: «отлично»

    МИНСК 2002

    ОДЕРЖАНИЕ

    Введение………………………………………………………...................

    Глава 1.

    МЕТОДОЛОГИЧЕСКОЕ ЗНАЧЕНИЕ МЕТОДА

    СРАВНЕНИЯ В НАУЧНОМ ПОЗНАНИИ………………….

    Глава 2.

    СРАВНИТЕЛЬНЫЙ МЕТОД В ЗООЛОГИЧЕСКИХ ИССЛЕДОВАНИЯХ. МЕТОДОЛОГИЧЕСКОЕ ЗНАЧЕНИЕ…………………………………………………….

    Заключение………………………………………………………………..

    Литература………………………………………………………………...

    ВВЕДЕНИЕ

    Современная биология представляет собой целую систему наук о живой природе, о закономерностях ее существования и развития. В этом комплексе, который

    формировался исторически на протяжении многих веков, важное место занимает зоология, всесторонне изучающая животный мир Земли, его происхождение, развитие,

    современное состояние и значение для человека. Зоология, в свою очередь, разделяется на ряд наук, различающихся объектами, методами и целями исследования.

    Следует отметить, что, несмотря на множественность и разнообразие методов и подходов, применяемых

    в биологическом (зоологическом) познании в целом, для каждого конкретного этапа исследования все-таки характерен лишь какой-то один, имеющий доминирующее значение,

    методологический подход, объединяющий определенный срез научных методов.

    Особое место в системе методов, применяемых в биологическом познании, занимает сравнение -

    метод, определяющий сходство или различие явлений и процессов. Он широко используется присистематизации и классификации понятий, так как позволяет соотнести неизвестное с

    известным, выразить новое через имеющиеся понятия и категории. Сравнение

    , как специфический логический прием, пронизывает все другие методы биологии. С помощью этого метода

    осуществляется качественное и количественное исследование формы и функций

    организмов.

    Сравнение дает возможность установить закономерности, общие для разных явлений в живой природе.

    В тоже время роль сравнения в познании нельзя переоценивать. Оно, как правило, носит поверхностный характер, отражая лишь первые шаги исследования.

    Выбор мной данной темы для изучения обусловлен значением

    в биологическом (зоологическом) познании

    применения разнообразных способов сравнительного исследования.

    ГЛАВА 1.

    МЕТОДОЛОГИЧЕСКОЕ ЗНАЧЕНИЕ СРАВНИТЕЛЬНОГО МЕТОДА В НАУЧНОМ ПОЗНАНИИ

    Общая сравнительно-историческая атмосфера XIXстолетия привела к возникновению различных направлений научного познания, использующих

    метод сравнения как

    основу логических операций упорядочения и классификаций. Сравнительный подход имплицитно содержится в любой научной деятельности, так как лежит в основе уже самых

    элементарных таксономий и классификаций в любой области знания, а потому совпадает по “возрасту” с наукой вообще, именно в XIXстолетии сравнительный метод стал не только

    общепризнан, но и получил статус программного метода в самых различных научных дисциплинах.

    Первые попытки сравнения быта различных народов и объяснения его сходства на этой основе предпринимались еще античной наукой (

    Аристотель использовал историческое сравнение в анализе политических форм античности.

    и др.). Интерес к сравнительным исследованиям особенно возрос начиная с XVI в. (великие географические открытия и др.). На основе сравнительных материалов выдвигается мысль о

    единстве человеческих черт, об общности происхождения людей. Так, Ж.Ф. Лафито в начале XVIII в. высказал мнение, что причина сходства нравственных традиций индейцев, изучением которых

    он занимался, и древних народов Старого Света объясняется в основном общностью их происхождения. Еще в конце XVIII в. была сделана первая попытка (Я.Д. Вегелен) сформулировать

    основные принципы сравнительного метода, в том числе логические основания для исторических сравнений.

    Однако общ...

    Забрать файл

    Похожие материалы:


ПИШЕМ УНИКАЛЬНЫЕ РАБОТЫ
Заказывайте напрямую у исполнителя!


© 2006-2016 Все права защищены