Источники и этапы формирования японского традиционного искусства гэйдо

    Дисциплина: Иностранные языки
    Тип работы: Реферат
    Тема: Источники и этапы формирования японского традиционного искусства гэйдо

    ИСТОЧНИКИ И ЭТАПЫ ФОРМИРОВАНИЯ ЯПОНСКОГО ТРАДИЦИОННОГО ИСКУССТВА ГЭЙДО

    Влияние религиозного мировоззрения японцев на формирование искусства

    В средневековой Японии религия несла в себе глубокие эмоциональные переживания, в ней концентрировались основные идеи искусства. Духовная жизнь страны определялась буддизмомо,

    синтоизмом и конфуциаством (идеи даосизма также имели место, но в сочетании, как правило, с дзен-буддизмом). Эти учения находили явное и неявное отражение в японском искусстве. В первом

    случае имело место прямое включение священных текстов в ткань художественного произведения. Цитирования сутр, особенно Лотосовой, изречения художественного образа. Во втором случае

    религиозные мотивы звучали лишь в душе мастера, привнося в его творения особую, прекрасно улавливаемую средневековым японцем атмосферу фунъики.

    Крупный эстетик Идзири Масуро, указывая на своебразную религиозность традиционного японского искусства и отмечая при этом

    особо искусство чайной церемонии тяною и искусство составления икебана, пишет: «Если говорить о «мире цветка», то по началу он был «цветком, приносимым на жертвенный алтарь Будде», но в

    конце периода Намбокутё его предназначение стало меняться так же, как менялся и архетектурный стиль. Народная память крепко связывает это искусство с буддизмом и отчасти с китайскими

    учениями. Вот почему богатство эмоциональных и идейных ассоциаций в икебане имеет широкий спектр: от комологических представлений древних китайцев о соотношении потенций неба, Земля и

    Человека до иллюзии будийского алтаря.

    Духовная подоплека чайной церемонии таною еще более сложна. Разумеется, как правильно отмечают все исследователи, на этот

    вид традиционного искусства оказал влияние Дзен-буддизм, его присутствие ощутимо в самом духе печальной изысканности, предельного даконизма убранства чайного домика и чайной

    утвари. Но проф. Идзири утверждает, что тяною гораздо глубже связана с синтоизмом, причем эта связь прослеживается не тольео на эмоциональном, но так сказать и на материальном

    уровне: путь к чайному домику – как бы короток он ни был – это символ того пути, который должен преодолеть каждый, совершающий паломничество в синтоистский храм.

    Уникальный сплав религиозных учений с континента с исконно-японской религией синто способствовал формированию особой

    духовной атмосферы. Она прямо или косвенно влияла на формирование эстетических вкусов и взглядов средневекового художника. И продолжает формировать их и по сей день. Тем не менее, все

    эти учения сообщали эстетическим категориям, возникавшим в разные эпохи, ту или иную окраску, тот или иной оттенок чувства.

    Если религии влияли на специфику гэйдо главныи образом косвенно, то эстетические категории и понятия, созданные

    крупнейшими мастерами гэйдо в недрах самого традиционного искусства, есть плоть и ровь этой специфики.

    Традиционная японская эстетика была неотделима от непосредственного художественного творчества. Трактаты по теории того

    или иного вида искусства сочетались с практикой обучения методом микики (букв. «видеть и слышать»). В рамках устной традиции, преподаваемой из поколения в поколение путем

    непосредственного контакта мастера-учителя с учеником.

    Художественной японской традиции была свойственна оригинальная, по-своему необыкновенно развитая эстетическая «система»,

    уходящая корнями во времена создания первых поэтических анталогий «Манъесю» (760 г.) и «Кокинсю» (992 г.). Эта система эстетических представлений японцев постепенно обогощалась все

    новыми и новыми понятиями прекрасного.

    Периоды развития искусства в Японии

    Если взглянуть на философию творческого наследия мыслителей Востока, можно обнаружить ряд сменивших друг друга концепций

    посвященных таким вопросам как истина в творчестве художника.

    Первый период кодай – с глубокой древности до V века — отмечен господством древних культур Дземон и Яей. Главная

    особенность этого периода, заключается в отсутствии письменности, но уже в наличии «устной литературы».

    В традиционной периодизации им
    ...

    Забрать файл

    Похожие материалы:


ПИШЕМ УНИКАЛЬНЫЕ РАБОТЫ
Заказывайте напрямую у исполнителя!


© 2006-2016 Все права защищены