Великая Яса

    Дисциплина: История
    Тип работы: Реферат
    Тема: Великая Яса

    МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РК

    ЕВРАЗИЙСКИЙ НАЦИОНАЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ИМ. Л.Н.ГУМИЛЕВА

    НАУЧНАЯ РАБОТА

    ПО ПРЕДМЕТУ ИСТОРИЯ ГОСУДАРСТВА И ПРАВА РЕСПУБЛИКИ КАЗАХСТАН НА ТЕМУ

    Великая Яса

    Выполнила:

    студентка 1 курса

    группы МПр-12

    Сыздыкова Сауле .

    Принял: Ибрагимов Ж. И.

    Астана 2008

    Образование Великого Монгольского государства в начале XIII в. вызвало необходимость выработки общих, закрепленных письменно правовых норм и законодательных уложений для

    управления обширной державой. К реализации этой цели было приспособлено обычное право, подвергшееся кодификации и изменениям, отвечающим новым условиям. Свод законов и установлений

    получил название «Великая Яса» или просто «Яса» Чингисхана.

    монгольское – дзасак, йосун) означает «постановление», «закон». «Яса» Чингисхана – санкционированный Чингисханом монгольский

    свод законов и установлений. Новое законодательство формировалось десятилетия, с одной стороны, долго, а с другой – моментально. Для всех монгольских племен Чингисова улуса «Яса» была

    опубликована, как полагают, на Великом курултае в 1206 году, одновременно с провозглашением Темучина Чингисханом всей Великой степи. Но и после этого «Яса» дополнялась и расширялась.

    Это произошло в

    1218 г

    ., перед войной с Хорезмийским султанатом, и в

    1225 г

    . перед завоеванием Тангутского царства.

    В монгольской летописи «Чиндаманин Эрихэ» говорится: «По изгнании Алтан-хана китайского и подчинения

    своей власти большей части китайцев, тибетцев и монголов, Чингисхан, владея великим просветлением, так Думал: законы и постановления китайцев тверды, тонки и непеременчивы. И при этой

    мысли, пригласив к себе из страны народа великого учителя и 18 его умных учеников, Чингисхан поручил им составить законы (йосон), из которых исходило бы спокойствие и благоденствие

    для всех его подданных, а особенно книгу законов (хули-йосони билик) для охранения правления его. Когда, после составления, законы эти были просмотрены Чингисханом, то он нашел их

    соответствующими своим мыслям и составителей наградил титулами и похвалами»*.

    ________________________________________________________________

    * Хара-Даван Э. Чингис-хан как полководец и его наследие // Арабески истории. Пустыня Тартари. Вып.

    2. М., 1995. С. 89–90.

    Наиболее подробные сведения о постановлениях «Ясы» мы находим у персидского историка XIII в. Джувейни и египетского писателя XV в. Макризи. По словам Джувейни, «Яса» Чингисхана

    была написана уйгурским письмом на свитках (тумар) и называлась «Великою книгою ясы» (йаса-наме-йи-бузург). Эти свитки хранились у наиболее авторитетных царевичей – знатоков «Ясы»;

    при вступлении нового хана на престол, отправлении большого войска, созыве собрания царевичей для обсуждения государственных дел и их решений приносили эти свитки, и на их основании

    вершились дела. «Яса» не сохранилась в подлиннике и известна лишь в отрывках и сокращенных изложениях у Джувейни, Рашид ад-Дина, Вассафа, Ибн Баттуты, Г. Абу-л-Фараджа, Макризи и

    т.д.

    Из сохранившихся фрагментов можно сделать заключение, что основной задачей постановлений Чингисхана

    было создание новой системы права, которая отвечала бы запросам и потребностям модернизирующегося монгольского общества.

    В исторической литературе о названии закона Великая Яса существуют различные мнения. В частности, В.А.

    Рязановский, занимавшийся исследованием Великой Ясы Чингисхана, писал: \"Слово Яса означает запрет, устав, закон... Великая Яса представляет письменный законодательный памятник,

    изданный Чингисханом*. Академик Б.Я. Владимирцов в книге Чингисхан (

    1922 г

    .) писал: \"Чингисхан... оставил своим преемникам громадную империю и руководящие начала ее устройства, которые и были изложены им в его установлениях, Джасаке и его Изречениях –

    Билике». По мнению калмыцкого историка Эренжина Хара-Давана, Большой Джасак Чингисхана как бы состоял из двух крупных разделов.

    Таким образом, в «Ясе» оказалось возможным закрепить и кодифицировать монгольское, обычное право и народные обычаи и воззрения. Все эт...

    Забрать файл

    Похожие материалы:


ПИШЕМ УНИКАЛЬНЫЕ РАБОТЫ
Заказывайте напрямую у исполнителя!


© 2006-2016 Все права защищены