Великая Яса
Дисциплина: ИсторияТип работы: Реферат
Тема: Великая Яса
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РК
ЕВРАЗИЙСКИЙ НАЦИОНАЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ИМ. Л.Н.ГУМИЛЕВА
НАУЧНАЯ РАБОТА
ПО ПРЕДМЕТУ ИСТОРИЯ ГОСУДАРСТВА И ПРАВА РЕСПУБЛИКИ КАЗАХСТАН НА ТЕМУ
Великая Яса
Выполнила:
студентка 1 курса
группы МПр-12
Сыздыкова Сауле .
Принял: Ибрагимов Ж. И.
Астана 2008
Образование Великого Монгольского государства в начале XIII в. вызвало необходимость выработки общих, закрепленных письменно правовых норм и законодательных уложений для
управления обширной державой. К реализации этой цели было приспособлено обычное право, подвергшееся кодификации и изменениям, отвечающим новым условиям. Свод законов и установлений
получил название «Великая Яса» или просто «Яса» Чингисхана.
монгольское – дзасак, йосун) означает «постановление», «закон». «Яса» Чингисхана – санкционированный Чингисханом монгольский
свод законов и установлений. Новое законодательство формировалось десятилетия, с одной стороны, долго, а с другой – моментально. Для всех монгольских племен Чингисова улуса «Яса» была
опубликована, как полагают, на Великом курултае в 1206 году, одновременно с провозглашением Темучина Чингисханом всей Великой степи. Но и после этого «Яса» дополнялась и расширялась.
Это произошло в
1218 г
., перед войной с Хорезмийским султанатом, и в
1225 г
. перед завоеванием Тангутского царства.
В монгольской летописи «Чиндаманин Эрихэ» говорится: «По изгнании Алтан-хана китайского и подчинения
своей власти большей части китайцев, тибетцев и монголов, Чингисхан, владея великим просветлением, так Думал: законы и постановления китайцев тверды, тонки и непеременчивы. И при этой
мысли, пригласив к себе из страны народа великого учителя и 18 его умных учеников, Чингисхан поручил им составить законы (йосон), из которых исходило бы спокойствие и благоденствие
для всех его подданных, а особенно книгу законов (хули-йосони билик) для охранения правления его. Когда, после составления, законы эти были просмотрены Чингисханом, то он нашел их
соответствующими своим мыслям и составителей наградил титулами и похвалами»*.
________________________________________________________________
* Хара-Даван Э. Чингис-хан как полководец и его наследие // Арабески истории. Пустыня Тартари. Вып.
2. М., 1995. С. 89–90.
Наиболее подробные сведения о постановлениях «Ясы» мы находим у персидского историка XIII в. Джувейни и египетского писателя XV в. Макризи. По словам Джувейни, «Яса» Чингисхана
была написана уйгурским письмом на свитках (тумар) и называлась «Великою книгою ясы» (йаса-наме-йи-бузург). Эти свитки хранились у наиболее авторитетных царевичей – знатоков «Ясы»;
при вступлении нового хана на престол, отправлении большого войска, созыве собрания царевичей для обсуждения государственных дел и их решений приносили эти свитки, и на их основании
вершились дела. «Яса» не сохранилась в подлиннике и известна лишь в отрывках и сокращенных изложениях у Джувейни, Рашид ад-Дина, Вассафа, Ибн Баттуты, Г. Абу-л-Фараджа, Макризи и
т.д.
Из сохранившихся фрагментов можно сделать заключение, что основной задачей постановлений Чингисхана
было создание новой системы права, которая отвечала бы запросам и потребностям модернизирующегося монгольского общества.
В исторической литературе о названии закона Великая Яса существуют различные мнения. В частности, В.А.
Рязановский, занимавшийся исследованием Великой Ясы Чингисхана, писал: \"Слово Яса означает запрет, устав, закон... Великая Яса представляет письменный законодательный памятник,
изданный Чингисханом*. Академик Б.Я. Владимирцов в книге Чингисхан (
1922 г
.) писал: \"Чингисхан... оставил своим преемникам громадную империю и руководящие начала ее устройства, которые и были изложены им в его установлениях, Джасаке и его Изречениях –
Билике». По мнению калмыцкого историка Эренжина Хара-Давана, Большой Джасак Чингисхана как бы состоял из двух крупных разделов.
Таким образом, в «Ясе» оказалось возможным закрепить и кодифицировать монгольское, обычное право и народные обычаи и воззрения. Все эт...