Восточные цивилизации

    Дисциплина: История
    Тип работы: Реферат
    Тема: Восточные цивилизации

    Запад есть запад, восток есть восток, не встретиться им никогда.

    Лишь у подножья Престола Божья в день страшного суда.

    Эти строки,

    принадлежащие великому английскому писателю

    Редьярду

    Киплингу,

    и по сей день привлекают внимание.

    Одни соглашаются с Киплингом,

    говоря,

    что Востоку и Западу действительно не понять друг друга. Другие, наоборот, протестуют, указывая на то, что Восток европеизируется, а Запад проявляет все больший

    интерес к традициям востока (философии,

    искусствам, медицине).

    Под восточной

    цивилизацией подразумевается, прежде всего,

    Индия,

    Китай и Япония на протяжении

    гигантского

    временного

    промежутка: с середины 2 тысячелетия до н.э. - по 17 век н.э. - 3000 лет. За это время на Западе успели одна за другой смениться несколько

    цивилизаций.

    В устойчивости

    Восточной

    цивилизации

    и состоит первая

    особенность Востока.

    Запад движется вперед как бы рывками. И

    каждый рывок (Античность, Средневековье и т.д.) сопровождается крушением старой системы ценностей, а также политических и

    экономических структур. Развитие Востока, напротив, предстает

    как сплошная линия. Новые веяния здесь не разрушают устои цивилизации.

    Напротив,

    они

    органично

    вписываются в старое и

    растворяются в нем.

    Восток очень

    гибок,

    он способен вобрать и переработать

    многие чуждые себе элементы.

    Так,

    по

    замечанию

    одного

    из

    крупнейших востоковедов,

    нашествия \"варваров\" (кочевых племен,

    живших на границах Китая и переживавших период разложения

    первобытнообщинного

    строя) не только не уничтожили китайское государство, но даже не прервали его существования...

    И даже в северной части страны, где образовались \"варварские\"

    королевства, эти королевства очень скоро перестали быть \"варварскими\",

    превратившись в те же китайские. Коренное китайское население этой части страны ассимилировало

    пришельцев

    и привило им свою цивилизацию.

    Кроме того,

    в отличие от Европы, на Востоке сосуществовало множество религий,

    и даже ислам, непримиримый в отношении западного христианства, довольно спокойно уживался с традиционными

    восточными верованиями.

    Таким образом,

    какие бы

    потрясения не происходили,

    основы цивилизации оставались незыблемыми.

    Второй важной особенностью Востока являлось то, что общество здесь не утеряло связи с природой.

    Любимым доводом европейских колонизаторов в пользу завоеваний было утверждение,

    что они облагодетельствовали

    людей

    Востока тем,

    что те были неспособны создать сами (машинами,

    новейшим оружием и т.д.).

    Обычно в этом видят лишь примитивную попытку оправдаться. Однако большинство европейцев были в свое время свято в этом убеждены.

    Так в чем же

    здесь

    дело? Разгадка

    принципиальной разнице психологии представителей двух цивилизаций.

    Европейцы в

    своем

    развитии

    пошли самым простым путем.

    Свое несовершенство и слабость перед силами природы они начали

    возмещать созданием громоздких машин.

    Они резко выделили себя из природы,

    перестали чувствовать себя ее частью. Более

    того, природа в их понимании стала чем-то вроде врага. Ее надо было одолеть,

    победить,

    поставить себе на службу. Убедив себя,

    что человек есть венец творения и все в этом мире создано исключительно для него, европейцы принялись перекраивать природу на свой лад и расхищать ее богатства,

    не считаясь ни с загрязнением окружающей среды,

    ни с другими потерями, еще бы - природа ведь \"не храм,

    а мастерская\", как выражался Базаров в романе Тургенева \"Отцы и дети\".

    В отличие от европейцев человек Востока никогда не терял

    связи со средой обитания. Свои помыслы он направил не на создание механизмов,

    возмещающих собственное несовершенство, а на то, чтобы усовершенствовать свои душу и тело. Мир воспринимался им, как единое целое, и человек в этом целом не

    господин, а лишь одна из составных частей.

    А раз так, то цель человека - не вражда, а стремление быть с природой в гармонии и,

    познав основные ее законы,

    постараться не

    противоречить им. Так, философы Востока считали, что народы и государства должны развиваться

    естественн...

    Забрать файл

    Похожие материалы:


ПИШЕМ УНИКАЛЬНЫЕ РАБОТЫ
Заказывайте напрямую у исполнителя!


© 2006-2016 Все права защищены