Государство и право Российской империи в период абсолютизма

    Дисциплина: История
    Тип работы: Реферат
    Тема: Государство и право Российской империи в период абсолютизма

    Государство и право Российской империи в период абсолютизма

    Становление абсолютной монархии в России

    Самодержавие еще не есть абсолютизм.Для абсолютной монархии характерны: наличие сильного, разветвленного профессионального бюрократического

    аппарата, сильной постоянной армии, ликвидация сословно-представительных органов и учреждений. Все эти признаки были присущи и российскому абсолютизму. Однако у него были свои

    существенные особенности.

    Если абсолютная монархия в Европе складывалась в условиях развития капиталистических отношений и отмены

    старых феодальных институтов (особенно крепостного права), то абсолютизм в России совпал с развитием

    если социальной базой западноевропейского абсолютизма был союз дворянства с городами

    (вольными, имперскими), то российский абсолютизм опирался в основном на крепостническое дворянство,

    служилое сословие.

    Особое положение феодальной аристократии (боярства) уже в конце

    XVII в. резко ограничивается, а затем и ликвидируется. Важным шагом в этом направлении стал акт об отмене местничества

    (1682 г.). Аристократическое происхождение утрачивает значение при назначении на руководящие государственные посты. Его заменяют выслуга, квалификация и личная

    преданность государю и системе. Позже эти принципы будут оформлены в Табели о рангах

    (1722 г.),

    Служба для дворянина была обязанностью и продолжалась до конца его жизни. В

    1714 г. была произведена перепись дворян в возрасте от десяти до тридцати лет. С

    1722 г. за неявку на службу назначалось наказание.

    Государственные реформы первой четверти

    XVIII в.

    Правовой статус дворянства был существенно изменен принятием Указа о единонаследии

    1714 г. Этот акт имел несколько последствий:

    Юридическое слияние таких форм земельной собственности, как вотчина и поместье, привело к возникновению единого понятия \"недвижимая собственность\". На ее основе произошла

    консолидация сословия.

    Установление института майората

    - наследования недвижимости только одним старшим сыном, не свойственно русскому праву. Целью было сохранение от раздробления земельной дворянской собственности.

    Реализация нового принципа приводила, однако, к появлению значительных групп безземельного дворянства, вынужденного устраиваться на службу по военной или по гражданской линии.

    Логическим продолжением Указа о единонаследии стала Табель о рангах

    (1722 г.).

    Сформулированная Табелью о рангах новая система чинов и должностей юридически оформила статус

    правящего класса.

    Были подчеркнуты его служебные качества: любой высший чин мог быть присвоен только

    после прохождения через всю

    цепочку низших чинов. Устанавливались сроки службы в определенных чинах.

    С достижением чинов восьмого класса

    и он мог

    передавать титул по наследству, с четырнадцатого по седьмой класс чиновник получал личное дворянство.

    Практика выработала способ прохождения лестницы служебных чинов ускоренным образом (это касалось только

    дворян). Уже после рождения дети дворян-аристократов записывались в должность и по достижении ими

    пятнадцатилетнего возраста имели достаточно важный чин. Такая юридическая фикция была несомненно

    обусловлена пережитками старых принципов службы и основывалась на фактическом господстве в аппарате

    дворянской аристократии.

    Дети дворян по разнарядке направлялись на учение, и от уровня их подготовки зависели многие личные права (например, право на вступление в брак). Петр

    1 осуществил реформу высших органов власти.

    Сенат был образован в

    1711 г. как чрезвычайный орган на то время, когда Петр

    1 участвовал в военном походе.

    Позже

    - из двух дополнительно принятых указов,

    - стало ясно, что Сенат становится постоянно действующим органом. Решения принимались коллегиально и только единогласно.

    Генерал-прокурор одновременно руководил заседаниями Сената и осуществлял контроль за его деятельностью. Генерал-прокурор и обер-прокурор могли быть назначены и отстранены

    только монархом.

    В конце

    1717 г. начала складываться система коллегий. Назначались Сенатом президенты и вице-президенты, ...

    Забрать файл

    Похожие материалы:


ПИШЕМ УНИКАЛЬНЫЕ РАБОТЫ
Заказывайте напрямую у исполнителя!


© 2006-2016 Все права защищены