Культура средневековой Европы

    Дисциплина: История
    Тип работы: Реферат
    Тема: Культура средневековой Европы

    Тема:

    Культура средневековой Европы.

    Древнерусская литература: семь веков.

    Русская

    литература

    насчитывает

    почти

    тысячелетнюю историю. Это одна из Старейших литератур Европы.

    Её

    начальный,

    или

    древ-нейший, период длился более

    семи

    столетий, с 11

    по 17

    век, и

    имел специфические

    черты,

    присущие

    средневековью,

    выражавшиеся, прежде всего, в мировоззренческой основе литературы

    её

    рукопис- ном

    характере.

    Литература на Руси появилась во второй половине 10 века с

    расп- ространением христианства и славянской письменности.

    Христианст- во – письменная

    религия.

    Возникновение

    развитие

    письменности обусловлено потребностью в

    изложении

    распространении

    христи- анского

    вероучения. С

    одной

    стороны,

    переводная

    литература

    дала толчок развитию оригинальной древнерусской литературы, с другой -

    её возникновение было в

    значительной

    степени

    подготовлено

    высо- ким

    уровнем

    развития

    устного

    народно – поэтического

    словесного творчества – сказок, былин, песен и т. д. Но в

    отличие

    от

    фольклора, литература формировалась иным

    типом

    мышления,

    на

    иной

    эстети- ческой

    основе. Фольклор – результат

    творчества

    широких

    народных масс. Его среда обетования была гораздо шире

    среды

    обетования

    ли- тературы. Литература – продукт деятельности не всей, а

    только

    обра- зованной части общества.

    Как область умственной деятельности,

    средневековая

    литература тесным

    образом

    была

    связана

    философско – мировоззренческими представлениями писателей, выражая их прямо

    или

    отражая

    опосре- дованно.

    Для

    древнерусской

    литературы

    эта

    связь

    была

    тем

    более сильна, что в средневековый период

    художественный

    метод

    отраже- ния бытия, присущий литературе, не существовал обособленно от

    на- учно – познавательного метода по

    причине

    синкретизма

    средневеко- вого личностного и общественного

    сознания.

    результате

    развитие литературы было тесным образом

    связано

    развитием

    философско- мировоззренческой мысли Древней Руси.

    При

    периодизации

    литера- турного процесса необходимо

    не только исходить из смены и взаимо- отношений исторических

    событий

    эпох,

    но

    учитывать

    процесс развития мировоззрения в Древней Руси, не забывая о теснейшей

    свя- зи этих двух процессов. В этой связи

    необходимо

    рассмотреть

    фило- софско – мировоззренческие представления Древней Руси 10 – 17

    вв., отражение взглядов в литературе и влияние их на развитие литератур- ного процесса средневековья.

    Миры видимый и невидимый в

    сознании

    книжно – образованных людей 10 – 13 вв., к которым относились и писатели,

    составляют

    сот- ворённую Богом Вселенную. В центре неё находится сам

    Творец.

    От- туда взирает он на сотворённый мир и правит им. Его взор на мир – из центра мироздания, из глубины иконы, отразили иконописцы в

    обрат- ной перспективе икон. Человек, стоящий перед иконой и общающийся через неё с Богом, был последним в ряду творений. В момент молитвы он составляет с ней целое,

    как бы «замыкает» икону. Благодаря обрат- ной перспективе на человека обращён идущий из глубины иконы

    взг- ляд Создателя.

    «Что есть

    человек,

    что

    ты

    знаешь

    нём?» -

    этими

    словами

    из Псалтыри начинает свои рассуждения о человеке,

    смысле

    жизни

    в «Поучении» детям

    киевский

    князь

    Владимир

    Мономах

    (1053-1125). Проблема человека в древнерусской литературе, на

    всём

    её

    семисот- летнем

    протяжении,

    остаётся

    центральной.

    весь

    путь

    её

    можно обозначить как путь, начинающийся в 11 в. с постижения

    мироздания и определения места человека в нём,

    до

    постижения

    16 – 17

    веках самого человека, попытки покрытия его внутреннего мира

    от духовности к душевности.

    В 11 веке человек представлялся как малый мир,

    «микрокосмос»,- подобие большого мира, «макрокосмоса», Вселенной.

    «Сотворил

    Бог человека,

    как

    бы

    некий

    второй

    мир:

    малый – в

    великом», - говорит Иоанн Дамаскин.

    Как и весь окружающий

    его

    мир,

    человек – божественное

    творе- ние. И в значении своём они почти равнозначны. Наблюдая

    окружаю- щий мир, человек убеждался в величии

    Творца.

    челов...

    Забрать файл

    Похожие материалы:


ПИШЕМ УНИКАЛЬНЫЕ РАБОТЫ
Заказывайте напрямую у исполнителя!


© 2006-2016 Все права защищены