Немецкий менталитет и происхождение двух мировых войн (Райнер Бендик)

    Дисциплина: История
    Тип работы: Реферат
    Тема: Немецкий менталитет и происхождение двух мировых войн (Райнер Бендик)

    НЕМЕЦКИЙ МЕНТАЛИТЕТ

    ПРОИСХОЖДЕНИЕ ДВУХ МИРОВЫХ ВОЙН

    Райнер

    Бендик

    Ментальности - это совокупность взглядов и представлений людей, к

    оторые находят выражение в их мыслях и поступках. Они вопло­

    щаются в определенных моделях восприятия, надежд, суждений и поведения. Ученые, исследующие историю

    ментальностей, пытаются определить роль человека как существа мыслящего, чувствующего, о

    бладающего определенными потребностями и желаниями в историческом процессе. Наука изучает варианты поведения, поступков и

    т.п л

    юдей в каждый данный конкретный момент

    С учетом вышесказанного автор настоящей статьи делает попытку п

    роанализировать, какие специфически немецкие модели ожиданий и п

    оведения могут рассматриваться как причины двух мировых войн и как объясняется само возникновение такого рода ментальности в нем

    ецком обществе.

    Ментальности по своей природе субъективны. Для того, чтобы получить репрезентативные данные, необходимо изучить источники, ф

    ормирующие модели восприятия и суждений, доминирующие в том или ином обществе. Одним из таких источников являются школьные уч

    ебники и атласы по истории. Они знакомят молодое поколение с ценностями и нормами жизни старших, с их пониманием истории и надежда

    ми на будущее. Школьные учебники призваны передавать историческ

    ое знание молодым и одновременно давать интерпретацию историческо

    й самооценки и формировать представление о мире в целом, характерное для данного общества. Таким образом, школьные учебники и

    атласы могут рассматриваться как своего рода \"национальные автобиогр

    афии\".

    Предлагаемая статья посвящена немецким школьным учебникам истории и историческим атласам, изданным в период с 1900 по \'45 г. Их изучение поможет понять то влияние, которое

    первая

    мировая война оказала на немецкую интерпретацию истории. Основная проблема, которую предстоит разрешить, - была ли война уже теоретически обоснована до 1914 г. или события

    войны и ее последствия

    формировали новый взгляд на историю и на будущее страны. Возника

    ет ряд вопросов: под каким углом зрения до 1914 г. рассматривались со

    седние страны, ставшие позднее врагами? Явилась ли первая мировая война подтверждением прежних исторических представлений или ее временники были вынуждены их пересмотреть?

    Как поражение в войне и Версальский мирный договор интерпретировались в 20-30-е годы ? Какая существует связь между тем, как трактовалась история во времена

    времена Веймарской республики и Третьего рейха? Не делала ли сама

    трактовка немцами истории первой мировой войны возможным

    развязывание второй мировой войны?

    До 1914 г. в немецких учебниках внешнеполитическое положение

    рисовалось в мирных тонах. И лишь изредка в учебниках можно встре­тить угрожающие сценарии развития событий, которые в политических

    дискуссиях стали доминировать после отставки канцлера

    Бюлова.

    В наиболее распространенном немецком учебнике по истории Фридриха

    Нойбауэра не содержалось утверждения, что Гер­

    мания находится в окружении враждебных государств, вплоть до изда­ния, увидевшего свет весной 1914 г. Впрочем, позиция

    Нойбауэра была исключением. В других же учебниках особо подчеркивались \"достижения Кайзера на благо мира\", утверждалось, что \"в качестве надежного защитника мира\" он немало

    преуспел в суровой борьбе с

    внешней опасностью. В книге для чтения

    Мартенса провозглашалось, что благодаря сдержанности немецкой политики не только целое

    поколение живет без войны в Европе, но также ослаблены напряжен­

    ность и разногласия между отдельными государствами (особенно между

    Германией и Францией)

    4. Распространенный упрек в адрес школьных

    учебников — они отстают от жизни - не может служить объяснением

    того, почему в них не нашла отражение охватившая общество истерия

    по поводу враждебного окружения. Хотя общепризнанно, что требуется около десяти лет, чтобы последние научные изыскания заняли свое

    место в школьных учебниках

    5, все же и самые свежие события нахо­дили в них свое отражение. Учебники стали одним из компонентов

    всей системы ...

    Забрать файл

    Похожие материалы:


ПИШЕМ УНИКАЛЬНЫЕ РАБОТЫ
Заказывайте напрямую у исполнителя!


© 2006-2016 Все права защищены