Работа Н.А. Бердяева "Смысл истории"
Дисциплина: ИсторияТип работы: Реферат
Тема: Работа Н.А. Бердяева "Смысл истории"
МИНИСТЕРСТВО
ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Кафедра Всеобщей истории
Реферат
по историографии
Тема: Работа Н.А. Бердяева \"Смысл истории\"
Выполнил: студент 881 гр. IV курса Исторического факультета
Фамилия:
Бурмасов
Имя: Игорь
Отчество: Андреевич
Сургут 2002
Бердяев Николай Александрович (1874-1948 гг.) - дворянин, философ, участник революционного студенческого движения. Выступал против реакции царского
правительства, и политики военного коммунизма большевиков. Был выслан из России в 1922. В 1924 перебрался в Париж и обосновался в его пригороде -
Кламаре. Всего его перу принадлежит более 500 книг и статей. Дружеские узы в разное время связывали его с
С.Н.Булгаковым,
Д.С.Мережковским,
Е.Н.Трубецким,
В.Ф.Эрном,
П.А.Флоренским,
О.Шпенглером,
М.Шелером.
Ж.Маритеном,
Э.Жильсоном,
Э.Мунье,
Г.Марселем,
Р.Ролланом,
А.Жидом. Помогал французскому Сопротивлению во время войны. В 1946 ему возвращено гражданство СССР, но на родину он не вернулся. Взгляды Бердяева сформировались под
влиянием трудов Гераклита,
Оригена, Григория
Нисского,
Я.Беме,
Ф.М.Достоевского и
Л.Н.Толстого.
Н.А. Бердяева обычно причисляют к русским религиозным философам, или, что еще удивительнее, к православным экзистенциалистам. Основная идея Бердяева состоит в
том, что свобода не детерминирована бытием, не определяется даже Богом, но имеет примат над ними и открывает возможность творчества нового, еще не бывшего в мире. Таким образом,
Бердяев относится к
объективным идеалистам. А что касается православия, то вряд ли его можно назвать именно православным философом, - его взгляды - это взгляды еретика. Он сам
называл себя \"верующий вольнодумец\". Религия веками занималась теодицеей (оправданием Бога), а Бердяев занимался
антроподицеей (оправданием человека).
Его работа - \"Смысл истории\" была написана в 1918 году, но вышла лишь во времена его жизни в Париже. Во времена двух последних русских революций он находился в
Москве. Как и в первую русскую революцию, Бердяев не верил в русскую интеллигенцию и ее способность что-либо успешно преобразовать. Он видел переустройство России лишь на
национальной культурной основе, потому всячески порицал марксистов, а времена революционного народничества и террора вовсе называл мракобесием. В его работах отчетливо звучит мысль
о том, что мировые войны и революции, потрясшие человечество, показали тщетность и бессмысленность всех попыток насильственного социального переустройства, - \"как ни перекраивай
человеческий муравейник, он муравейником и останется\". К русским революциям он относился крайне отрицательно, и говорил, что они превратили Россию в бездыханный труп, убив все
русское. Из этого можно сделать вывод, что Бердяев - сторонник консерватизма и аристократии. К либерализму, демократии, социализму Бердяев относился равно отрицательно. Социализм,
по его мнению, это не освобождение труда, а освобождение от труда.
Большинство аристократов в революцию кричали, что большевики - это немецкие евреи, засланные для разрушения России. Бердяев, в своих трудах, не склонен к ярому
антисемитизму, а даже наоборот: он говорит о том, что без евреев не было бы христианства, и далее: ненависть к евреям - нехристианское чувство. Но реально, все же, он был очень
близок к тому, чтобы \"повесить\" все беды России на евреев. Ведь он считал, что социализм и марксизм, которые так сильно ненавидел, имеют корни в еврействе и иудаизме. Из этого можно
заключить, что его взгляды несколько эклектичны.
Ничего оригинального в
историософских построениях Н.А. Бердяева нет. Все основные идеи содержались еще в труде
Аврелия Августина \"О граде божьем\" (413-427). Труд епископа Ж. Б.
Боссюэ \"Рассуждение о всемирной истории\" (1681), в котором излагалась в основном та же концепция, был явным анахронизмом, но когда же подобного рода взгляды
пропагандируются в начале XX в., то их совершенно невозможно принять всерьез. А когда единомышленник Н.А. Бердяева С.Н., - Булгаков в своем труде \"Свет невечерний\" (1917) выводит
эконо...