Религия и мифы древней Месопотамии

    Дисциплина: История
    Тип работы: Реферат
    Тема: Религия и мифы древней Месопотамии

    Введение.

    В VII в. до н.э. в районе между реками Тигр и Евфрат (территория нынешнего Ирака) обитали пастухи и земледельцы. К 3500 г. до н.э. зарождение письменности ознаменовало переход

    от первобытного общества к истории. В ходе археологических раскопок Убейда и Урука были обнаружены расписные гончарные изделия, многочислен­ные статуэтки и строения, архитектура и

    украшения которых отличаются необыкновенной сложностью. Изначальный язык сохранился в некоторых топонимах южного региона, куда позднее придут шумерийцы со своим собственным языком, а

    также с системой маркировки и подсчета скота, которая станет их первой письменностью. Аккадцы, гово­рившие на семитском языке, сохранили и переосмыслили традиции шумерийцев вкупе с их

    божествами — этот про­цесс продолжался в течение нескольких веков, когда шли бесконечные войны между городами-государствами и со всех сторон вторгались новые враги. Начиная с XVIII в.

    до н.э. уже можно говорить о двух территориальных объединениях:

    Ассирия — на севере, Вавилон — на юге. В царских архивах ассиро-вавилонского периода и, в особенности, VII-VI вв. мы находим мифы и эпические сказания, которые считались очень

    древними уже в ту эпоху, когда были записаны.

    Условия исторического развития народов Месопотамии были во многом сходны с египетскими, и развитие это про­текало в значительной степени параллельно. Поэтому, хотя прямые

    исторические связи между Египтом и Двуречьем были слабы, по крайней мере в раннюю эпоху, тем не менее формы религии в обеих странах имели очень много обще­го; конечно, были у них и

    существенные различия.

    Источниками изучения религий древнего Двуречья слу­жат чрезвычайно многочисленные тексты, главным образом на глиняных табличках, обнаруженных при раскопках древних вавилонских и

    ассирийских поселений и дворцов, и найденные там же богатейшие вещественные памятники, в том числе изображения богов, духов и пр.

    Шумерийская эпоха. Древнейшие общинные культы.

    Древнейшие памятники высокой цивилизации Двуречья, основанной на оросительном земледелии и регулировании течения рек, восходят к четвертому тысячелетию до н. э. Она

    принадле­жала шумерам — древнейшему досемитическому населе­нию Месопотамии, этническая принадлежность которого остается еще не совсем ясной. Древние шумерийские общи­ны —

    самостоятельные мелкие поселки, окруженные зем­ледельческими районами,— представляли собой первич­ные территориальные объединения, имевшие каждое свой общинный культ. У каждой общины

    — вначале, возможно, родоплеменной — был свой местный бог-покровитель; он считался повелителем данной местности и имел своего слу­жителя в лице князя общины—патеси (энси). Этот патеси

    был одновременно и вождем и жрецом.

    Общинные культы шумерийцев в древнейшую эпоху — до начала третьего тысячелетия — были, по-видимому, совершенно самостоятельны, отражая самостоятельность самих общин. Но общины

    эти, вероятно, в еще более раннее время сами сложились из мелких родовых или территориальных групп. На некоторых примерах можно как бы воочию видеть, как складывались образы общин­ных

    (или племенных) патронов. В древнем г. Лагаше богом-покровителем считался Нингирсу (то есть повели­тель Гирсу). А Гирсу — это был небольшой поселок, влив­шийся в состав Лагаша. Другой

    поселок, вошедший в Лагаш, имел покровительницей богиню Бау. И вот, когда произошло объединение этих поселков, возникло представ­ление, что богиня Бау — жена Нингирсу.

    Объединение страны и общегосударственные боги.

    Уже в шумерийскую эпоху (четвер­тое — третье тысячелетие до н. э.) обра­зовались, путем такого слияния и ком­бинирования местных представлений о богах-покровителях, общенародные

    бо­жества. В числе их особенно выделялась великая троица: боги Ану, Эа и Энлиль. Происхождение этих образов неясно, во всяком случае они сложные. Ану — от шумерийского ан (небо) —

    вначале был, вероятно, просто оли­цетворением неба. Этимология имени Энлиль спорна; счи­тают, что она восходит к шумерскому лиль (ветер, ды­хание, тень, дух). В текстах Энлиль

    получае...

    Забрать файл

    Похожие материалы:


ПИШЕМ УНИКАЛЬНЫЕ РАБОТЫ
Заказывайте напрямую у исполнителя!


© 2006-2016 Все права защищены