Старообрядцы конца 18 и начала 19 века

    Дисциплина: История
    Тип работы: Реферат
    Тема: Старообрядцы конца 18 и начала 19 века

    План.

    Введение.

    О начале старообрядчества.

    Отношение к старообрядчеству властей и общественности.

    Отношение к старообрядчеству до императора Николая Первого.

    Отношение к старообрядчеству при Николае Первом.

    III. История старой книги.

    IV. Начала старообрядческого просвещения.

    Народ и старообрядчество.

    Заключение.

    Введение.

    Честь первых исследований возникновения старообрядчества и его истории принадлежит лицам господствующего исповедания. Всех этих исследователей-историков смело можно разделить на две

    половины, точнее на две школы: миссионерскую и народническую.

    Миссионерская школа имеет своего родоначальника в лице

    Димитрия Ростовского и заканчивается современными преподавателями семинарий и профессорами академий, обучающими юношество \"истории и обличению старообрядчества\".

    Исследования всех этих лиц дышат тем же самым духом, которым руководился

    Димитрий Ростовский при писании своего знаменитого \"Розыска\"

    Для всех них история старообрядчества есть история невежд и само старообрядчество есть невежественное явление, могущее иметь место только среди грубого,

    дикого и непросвещенного народа. Многие из этих лиц до сих пор устно и

    печатно высказывают убеждение, что стоит лишь всех

    запрятать на три-четыре года в церковно-приходскую школу, обучить приемам чистописания, четырем действиям арифметики,

    начальным правилам грамматики и сокращенному катехизису митрополита Филарета,

    - и всему старообрядчеству наступит конец.

    Для миссионерской школы старообрядчество ясно и определенно. Окрестив вековое историческое явление именем невежества и сумасбродства, эта школа воображает, что она совсем и

    решительно разделалась со не усматривает.

    Иным представляется старообрядчество для школы народнической. Ученые люди начинают заниматься старообрядчеством только с половины прошлого столетия. Щапову

    принадлежит честь этого почина, или открытия старообрядчества для исторической науки. С семидесятых годов число исследователей старообрядчества все

    увеличивается. Однако никак нельзя сказать, что труды этих исследователей увенчались каким-либо заметным успехом, что они определили самую сущность, внутренний строй и характер

    старообрядчества.

    Все труды беспристрастных исследователей сводились в сущности, только к одной цели, - к развенчиванию, осуждению отношений к старообрядчеству господствующей церкви. Церковные и

    гражданские власти, а также и высокомерное общественное мнение пред старообрядчеством не совсем правы: старообрядчество неповинно в тех преступлениях и проступках, какие желают взвалить

    на него властители церкви и государства, неповинно оно и в той темноте, умственном убожестве, некультурности, в каких обвиняет его так называемое высокое, интеллигентное общество. Вот

    только в установлении этих положений состояла вся заслуга ученых людей, подходивших к старообрядчеству просто, непосредственно, без миссионерских целей.

    Больших, более существенных результатов от этих исследователей и нельзя было ожидать. Все они принадлежали к господствующей церкви, так или иначе воспитаны были в ее

    религиозном духе, инстинктивно, полусознательно или даже прямо бессознательно связаны были этим духом. Благодаря этому, при всем своем желании, при самом благородном нравственно чистом

    рвении они не могли вникать в самое существо старообрядческой мысли.

    Примером сейчас высказанной мысли служит

    Н.Н.Гиляров-Платонов. Он писал: «Чувствовалось, что здесь есть идея, что во всех мелочах живет и бушует какая-то огромная творческая сила, единая цельная в своем существе,

    на протяжении двух веков, в почти бесчисленном множестве дробных, по-видимому, не имеющих никакой связи между собой явлений и событий. Но в чем самое существо этой идеи, каково ядро

    этой силы, каковы особенности психологии людей, действующих этою силою, непонятно\".

    Чтобы лучше, глубже вникнуть в психологию старообрядчества, Гиляров-Платонов собственноручно, с первой строки до последней переписал огромный том Поморских ответов.

    Он пришел к выводу, что старообрядчество есть со...

    Забрать файл

    Похожие материалы:


ПИШЕМ УНИКАЛЬНЫЕ РАБОТЫ
Заказывайте напрямую у исполнителя!


© 2006-2016 Все права защищены