Творчество Бухар-жырау
Дисциплина: ИсторияТип работы: Реферат
Тема: Творчество Бухар-жырау
«Министерство образование РК»
Выполнил:
Русанов.И.А.
Проверила:Абдулдаева Э.Н.
Аксукент 2001»
аиболее ярким представителем
казахской
поэ-
зии
VIII
века
был
Бухар -
жырау
Калкаманов
(1668-1781). Сведений о его биографии
сохранилось
мало. Отец его
Калкаман
был
одним
из
походным
войнов-батыров
в далёкое беспокойное время. Судя
по содержанию сохранившихся произведений
Бухар
жырау
юности
молодости
отличался
от
своих
сверстников замечательными
качествами,
склоно-
стью
к импровизации. Он был одним из
приблежён-
ных
хана
Тауке (1680-1718), которыё многое
сделал
для укрепления Казахского ханства.
своей многолетней жизни
Бухару-жырау при-
шлось быть свидетелем и участником многих
собы-
тий
и перемен в жизни
казахского народа. Вместе
ним он был свидетелем феодальной
раздробленнос-
ти
межплеменных
междоусобиц,
познал
власть
казахских ханов, султанов, их политику и др.
сновные темы в произведениях
Бухара-жырау
неустроенность
жизни
народа,
сложность
взаимо-
отношений ханской власти с
народом,
межродовые
распри,
призыв
единению
сил
для
укрепления
ханства и борьбы с иноземными захватчиками,
вос-
певание
отважных
батыров
( «Пожелание»,
«Ах,
времечко, ты, время», «Перед падением»,«
Абылай»,
«Сверкающий красками цветок», «Гибнет
высокая
гора», «Оплакивание хана
Аблая» и др.).
Ах, времечко, ты время,
Туманы - как зимовище.
На всем – тень подозрения!
Вокруг телки –
заморыши!-
Дождись, попробуй, помощи!
Не сваты, а прислужники.
Не сваты, а двурушники.
О, время, что замешано,
На лести и подачках!..
Век злобы и наживы…
О, время, все ты рушишь!..
Время мчится – во «вчера»,
Так о чём же говоришь?
Стало быть, пришла пора.
ухар
жырау был под воздействием
идиологов
ханской
ставки,
которые
пропагандировали
идею
преданности ханской власти, поэтому
как
предста-
витиль
своего
времени,
верил
«хорошего хана».
Певцы феодальной знати
персонировали
свои
чая-
ния
сильной ханской власти в образе
Аблай-хана.
образе
Аблая
Бухар
пытался
создать
образ
Щедрого и справедливого хана. Отражая
семиднев-
ную
битву казахов с войском
Галдан-Церена, поэт
удовольствием повествует
победе казахских
дру-
жин
, а хана
Аблая называет духом
знаменем этой
победы. Он видит в
Аблае символ мощи, ума, добро-
ты и человечности.
акой
способ
изображения
характерен
для
русского фольклора эпохи феодализма.«
Свообразие
художественной системы фольклора эпохи
целом
заключается в том, что царь как носитель идеи
гос-
ударственности
власти выступает
чаще
всего
идеализированном
образе
«хорошего
царя»
(Иван
, Петр
), который оказывается
защитником
на-
рода и его союзником в борьбе с врагами»
адо
отметить,что
Бухар-жырау не всегда
восх-
валял
Аблая. Были времена, когда он
лицо
гово-
рил
грозному хану правду о его недостатках,
ошибо-
чных
решениях, напоминал ему,
что он выходец
из
неимущих.
ухар
верно истолковывает
значения
добросо-
седских
отношений
Россией, подвергает
критике
попытку
Аблая вести с Россией войну:
Ты, с русским воюя,
Аблай,
Вражды к степям родным не вызывай,
С народом не живи ты во вражде.
(Перевод Вл.
Цыбина.)
ухар
жырау
разделяет
стремление
казахов жить с Россией в мире и призывает
хана
не
проти-
вится
воле собственного народа.
ухар-жырау
внес весомый
вклад
развитии
традиционной
дидактической
поэзии
казахов.
В ряде произведений этого рода («Что луне после
сол-
нца
?». «Прежнему врагу не быть другом», он
затра-
гивает
вопросы этики, единства.
других
толгау поэт воспевает любовь
челове-
ка
к жизни, его оптимизм и веру в грядущее, тягу
знаниям, стремления узнать тайны вселенной.
Язык: Русский
Скачиваний: 233
Формат: Microsoft Word
Размер файла: 13 Кб
Автор:
Скачать работу...