Торговые пути и средства передвижения на Руси в XVI веке

    Дисциплина: История
    Тип работы: Реферат
    Тема: Торговые пути и средства передвижения на Руси в XVI веке

    - 1 -

    ТОРГОВЫЕ ПУТИ

    В XVI в.

    Москва превращается в центр важнейших сухопутных и реч-

    ных путей России. С образованием единого Русского государства произош-

    ли изменения в сложившихся ранее торговых путях. Расширение территории

    страны

    и в следствие возникновение новых рынков приводило к появлению

    новых направлений торговых путей,

    которые как и старые торговые доро-

    ги,

    все

    более тяготели к Москве как административному центру страны.

    Эти пути утрачивали свое самостоятельное значение и становились радиу-

    сами, соединяющими столицу с периферией.

    Ряд торговых путей в XVI в.

    имел особенно большое

    значение.

    По

    Москве-реке

    шел водный путь на Оку и далее на Волгу.

    Через Стромынку

    вела дорога на северо-восток в направлении Суздаля.

    С Тверской

    улицы

    начиналась

    дорога

    на

    Тверь и далее на Великий Новгород.

    Сретенская

    улица вела на Ярославский тракт,

    а от Рогожской слободы шел тракт

    на

    Казань и Нижний Новгород. Через пригородное село Коломенское шла доро-

    га на юг в Серпухов и Тулу.

    Через Арбат н Дорогомилово

    выходила

    Мо-

    жайская дорога в направлении к Смоленску. Все эти дороги разветвлялись

    далее в целую сеть путей и расходились по всему пространству

    Русского

    государства.

    Основной магистралью между двумя

    крупнейшими

    русскими

    городами

    Новгородом и Москвой остается и в XVI в. старинная дорога от Москвы до

    Новгорода через Волок Ламский, Тверь и Торжок. С присоединением Новго-

    рода

    Москве

    укрепляются экономические связи между этими городами.

    Несколько важных торговых путей расходились от Новгорода

    на

    запад

    северо-запад. По ним осуществлялись связи со странами Западной Европы.

    Один из торговых путей на Запад шел от Новгорода к Пскову,

    а дальше к

    Ивангороду

    и Нарве,

    в Ригу,

    Литву.

    К Ивангороду шли от Новгорода и

    другие дороги, минуя Псков по Луге до г. Ямы, через Петровский погост,

    через

    Лужский

    ям.

    Одна из дорог вела от Новгорода в Холмогоры через

    селение Сумы.

    Особенно большое значение во второй половине XVI в. приобрел тор-

    говый путь от Москвы к Белому морю через Ярославль,

    Вологду,

    Тотьму,

    Устюг.

    Этим путем шла оживленная торговля с Англией и

    Голландией.

    грамоте 1583 г. указывается, что этим путем \"гости де англичане и мно-

    гие поморские торговые люди ездят с товаром через Волгу и через

    Кото-

    росль\". Дорога эта подробно описана Дженкинсоном и другими английскими

    - 2 -

    путешественниками. Она насчитывала более 1500 верст. Точное время, не-

    обходимое для ее преодоления,

    рассчитать трудно. Путешествие Дженкин-

    сона с большими перерывами продолжалось около 50 дней. По расчету дру-

    гого английского путешественника от бухты св. Николая до Вологды можно

    было пройти летом за 14 суток, а зимой - за 8 суток. Дорога от Вологды

    до Ярославля преодолевалась в два дня.

    На юг от Москвы уходило несколько торговых путей.

    Одним из глав-

    ных в XVI в.

    был донской. Этим старинным путем, известным еще с конца

    XIV в.

    пользовались митрополиты Пимен и Киприан, ездившие из Москвы в

    Царьград и обратно.

    От Москвы караваны шли водой или сухим

    путем

    до

    Коломны

    Рязани,

    а оттуда тремя дорогами - через Михайлов,

    Ряжен,

    Старую Рязань - к Воронежу и Дону.

    По Дону суда следовали до Азова, а

    затем морем к Константинополю.

    Этот путь был описан в XVI в.

    Флетче-

    ром:

    \"По реке Дону, -писал он, - можно из города Москвы доехать водою

    до

    Константинополя и во все части света...

    что недавно было доказано

    одним посланником, отправленным в Константинополь, который плыл сперва

    Москвой-рекой,

    потом вошел в другую,

    называемую Окою,

    тут перетащил

    лодку свою на Дон,

    а оттуда уже всю дорогу плыл водою\".

    Общая протя-

    женность пути от Москвы до Азова составляла около 2230 км. На это зат-

    рачивалось примерно 55 дней.

    Кроме донского пути на юг вели

    также

    сухопутные дороги через Белгород, Путивль, Новгород-Северский, Брянск,

    Брынь,

    Калугу.

    Об этой дороге упоминается в Турецких и Крымских

    по-

    сольских книгах. Торговые люди ездили иногда в Турцию и кружными путя-

    ми:

    через л...

    Забрать файл

    Похожие материалы:


ПИШЕМ УНИКАЛЬНЫЕ РАБОТЫ
Заказывайте напрямую у исполнителя!


© 2006-2016 Все права защищены