Анализ новгородской иконы "Спас нерукотворный"

    Дисциплина: Культурология
    Тип работы: Реферат
    Тема: Анализ новгородской иконы "Спас нерукотворный"

    Министерство образования Российской Федерации

    УРАЛЬСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

    им. А.М. ГОРЬКОГО

    ФАКУЛЬТЕТ ИСКУССТВОВЕДЕНИЯ И КУЛЬТУРОЛОГИИ

    Кафедра культурологии

    Анализ новгородской иконы «Спас нерукотворный»

    Реферат

    Студентки 5 курса СКС

    Анохиной М. В.

    Принял:

    Авдеева В.В.

    Екатеринбург

    2006

    Введение

    В наше время весьма высок интерес к древним иконам. Специалисты изучают их исторические, художественные, стилевые особенности. Публикуются брошюры, издаются ученые труды,

    выпускается множество книг, посвященных древнему искусству, поиску корне.

    Главный, центральный образ всего древнерусского искусства - образ Иисуса Христа, Спаса, как его называли на Руси. Спаситель (Спас) - это слово абсолютно точно выражает

    представление о нем христианской религии, которая учит, что Иисус Христос принес спасение человеческому роду. Спасом называлось и любое изображение Иисуса Христа в древнерусском

    искусстве. Спасителем мира предстает Иисус Христос на фресках и иконах, в мозаиках и миниатюрах, т.е. глубоко понятая суть евангельского предания лежит в основе его образов, созданных

    во все времена существования древнерусского искусства.

    Христос утверждал, что спасение доступно каждому, независимо от состояния, звания, богатства, даже от ума и учености. Учил, что путь к этому спасению - в верности исконным

    нравственным началам, в духовном труде, в котором может обрести человек любовь к ближнему, как к самому себе. И в Византии, и в Древней Руси огромное значение придавалось возможной

    точности реального облика человека Иисуса и одновременному раскрытию в его облике таинственного, божественного начала. Само Евангелие никаких сведений о внешности Иисуса Христа не

    содержит. Предание считает, что источником представлений о ней послужили его прижизненные изображения. Действительно, есть исторические свидетельства, что в первые века новой эры в

    Палестине и Сирии существовали изображения, считавшиеся прижизненными, портретными образами Иисуса Христа. В городе

    Эдессе находился образ, созданный, как считалось, не только при жизни, но и по воле Иисуса Христа, - так называемый \"Спас Нерукотворный\". По легенде, первую икону в

    соавторстве с ангелом нарисовал дважды упоминаемый в Евангелие фарисей

    Никодим. Он, как рассказывают, “начал было изображать на полотне образ Христа, висящего на кресте, и когда изображение это не удавалось ему, тогда ангел взял кисть и

    написал верный лик Распятого.”

    “Голова являет собой божественнейшую нашу часть” – утверждал Платон,

    потому изображение Спаса Нерукотворного ограничивается лицом. Мне

    хотелось бы рассмотреть икону Новгородскую икону «Спас нерукотворный»

    XIII

    века. Эта икона привлекательная тем, что написана в переходный и, на мой взгляд, благоприятный период для

    русской иконописи – иконы писались еще достаточно искренне, живо

    и одухотворенно. К этому времени русская иконопись успела пройти определенный синтез с иконописью византийской, но еще не затронута изменениями, пришедшими с

    нашествием татаро-монгольского

    ига. Кроме того,

    такое изображение отличается от привычных нам более поздних изображений Спаса, а потому интересно для анализа.

    Новгородская иконопись

    Новгородская станковая живопись прошла длинный и сложный путь развития. Е

    истоки восходят к

    веку; ее первый расцвет падает на

    XIII

    столетия) ее второй и наивысший расцвет захватывает поздний

    и весь Х

    век после чего начинается ее медленное угасание. И хотя в дальнейшем на новгородской почве еще писались отдельные прекрасные иконы, они все же не выдерживают сравнения с тем, что

    было создано в более ранние времена. Да это и понятно, ибо после утраты Новгородом своей самостоятельности и своих вольностей исчезают постепенно те предпосылки, которые определили

    блестящий расцвет его искусства. Современные историки любят подчеркивать, что Новгород был боярской республикой, где го­сподствовала боярская олигархия, умело исполь­зовавшая вече в

    своих собственных интересах. Но гораздо существеннее то, что Новгород был до присоединен...

    Забрать файл

    Похожие материалы:


ПИШЕМ УНИКАЛЬНЫЕ РАБОТЫ
Заказывайте напрямую у исполнителя!


© 2006-2016 Все права защищены