Зарождение Европейской культуры. Миф и ритуал

    Дисциплина: Культурология
    Тип работы: Реферат
    Тема: Зарождение Европейской культуры. Миф и ритуал

    МОСКОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ имени М.В.ЛОМОНОСОВА

    2ЗАРОЖДЕНИЕ ЕВРОПЕЙСКОЙ КУЛЬТУРЫ. МИФ И РИТУАЛ.

    Реферат

    студента

    факультета

    экономики

    Международного Университета

    Бизнеса и Управления

    Улугбека Батырова

    1996

    - 2 -

    С античной Греции начинается путь человечества от мифа к

    логосу.

    Преодоление

    мифа и замена его знанием за тысячелетия сформировало но-

    вый тип человека,

    культуры,

    цивилизации. Именно там около 500 лет до

    нашей эры,

    во время, названное К.Ясперсом \"осевым\", рождалась \"запад-

    ная\" модель культуры со своей рациональностью,

    демократизмом, направ-

    ленностью

    на

    завоевание природы.

    Эта культура возникла не на пустом

    месте.

    Ей предшествовали архаические культуры, существовавшие тысяче-

    летиями; рациональному сознанию предшествовало мифологическое, природе

    как объекту, сцене для деяний человека предшествовала освященная, оду-

    шевленная, магическая природа.

    Около 6 тысяч лет назад начинается история минойской

    цивилизации

    на острове Крит, когда небольшая колония эмигрантов впервые прибыла на

    остров.

    Они привезли с собой свою Богиню,

    а также аграрную

    технику,

    что

    позволяет отнести этих новых поселенцев к представителям неолита.

    В последующие тысячелетия происходило постепенное развитие

    гончарного

    ремесла, ткачества, гравировки и других ремесел, а также торговли, ме-

    таллургии и архитектуры. Формировался живой и радостный художественный

    стиль, столь характерный для Крита.

    Подобная, хотя и более отсталая, земледельческая оседлая матриар-

    хальная культура, видимо, существовала на большей части терри.ории Ев-

    ропы,

    пока ее не захлестнули волны

    миграций

    индоевропейцев.

    Где-то

    между 4000 г.

    до н.э. и 2000 г. до н.э. они принесли сюда совсем дру-

    гую культуру - патриархальную,

    расслоенную,

    пастушескую, мобильную и

    ориентированную на войну. Индоевропейцы были кочевниками, чей первона-

    - 3 -

    чальный дом является предметом ученых споров.

    Вероятно, их ранняя об-

    ласть обитания локализуется в южно-русских степях,

    на юго-востоке Ев-

    ропы и северо-востоке Передней Азии. Они приручали диких коней ( глав-

    ное культовое животное - лошадь ) и создали колесницы,

    тогда как дру-

    гие народы Европы и Азии разводили в основном

    крупный

    рогатый

    скот.

    Боевые колесницы дали им превосходство в бою над врагами, формировался

    слой воинов и военной знати,

    возникала героическая мифология. Женские

    божества

    старой

    Европы заменялись или смешивались с индоевропейскими

    мужскими божествами. В соответствии со структурой большой патриархаль-

    ной семьи,

    возглавляемой отцом-\"патриархом\", верховное божество индо-

    европейцев выступает как \"бог-отец\".

    На самом

    деле мы почти ничего не знаем о доиндоевропейской мифо-

    логии.

    Что касается индоевропейцев, мы можем судить об их мифах и об-

    рядах

    при помощи сравнительно-исторических исследований зафиксирован-

    ных мифов разных народов,

    остаткам погребальных курганов и жертвопри-

    ношений.

    Древнейший письменный источник,

    связанный с индоевропейской

    мифологией - Веды, наиболее древняя часть которых - Ригведа, представ-

    ляющая собой сборник гимнов,

    писавшийся между первым и вторым тысяче-

    летиями до н.э.

    Эти гимны произносились во время

    ритуалов

    прежде

    всего,

    жертвоприношений ), и представляли собой просьбы к богам, оли-

    цетворяющим природные силы ( например,

    Агни -

    бог

    огня,

    оставивший

    свой

    след

    в русском языке ).

    Одним из наиболее почитаемых,

    судя по

    Ригведе, был шаманский бог Сома ( в древнем Иране - Хаома ), отождест-

    вляемый с напитком, изменяющим сознание и играющим очень важную роль в

    - 4 -

    ритуалах ( ср.

    с древнегреческими Элевсинскими мистериями,

    возможно,

    имеющими те же индоевропейские истоки ).

    Обращение к мифологии крайне

    важно для понимания архаической культуры, мифологические представления

    составляют \"костяк\" архаического сознания. Одно из главных революцион-

    ных изменений во взглядах на миф,

    произошедших в нашем веке

    новое

    понимание его значения, впервые обозначенное в концепции Малиновского,...

    Забрать файл

    Похожие материалы:


ПИШЕМ УНИКАЛЬНЫЕ РАБОТЫ
Заказывайте напрямую у исполнителя!


© 2006-2016 Все права защищены