И.Е. Репин в истории русской живописи
Дисциплина: КультурологияТип работы: Реферат
Тема: И.Е. Репин в истории русской живописи
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Сибирский государственный технологический университет
Кафедра истории и культурологии
Р Е Ф Е Р А Т
ТЕМА: «И. Е. РЕПИН В ИСТОРИИ РУССКОЙ ЖИВОПИСИ»
Руководитель
Симонженкова
Т.К.
дата
оценка
подпись
Выполнил студент 1 курса спец. 1704с
Левченко П.Л.
дата сдачи
роспись
Красноярск, 2004
Кто из нас не помнит, как в дни нашей юности мы преклонялись перед именем Репина? Мы нетерпеливо ждали его новых произведений…, изучали каждый мазок на его картине,
самый холст, называвшийся репинским, и казалось, что иначе, сильнее, чем Репин, нельзя и трактовать натуру, не говоря уже об образах в его картинах. Они казались жизненнее самой жизни,
столько в них было правды и силы.
Яков Минченков
1. РАННИЕ ГОДЫ
Родился будущий художник Илья Ефимович Репин (приложение № 1)
5 августа 1844 года в маленьком городке
Чугуеве на Украине, в семье военного поселенца. Рано обнаружив склонность к рисованию
и получив с помощью местных живописцев первые, но довольно уверенные навыки владения кистью и карандашом, девятнадцатилетний юноша едет в Петербург с надеждой поступить в Академию
художеств.
Вся репинская жизнь, и в особенности юность и молодость, представляется в его интерпретации какой-то нескончаемой цепью редких удач и просто
неслыханных везений. Удачей стал его приезд - провинциального иконописца - в Петербург, счастьем - сознание того, что он находится в одном городе с Академией и учится в Рисовальной
школе на Бирже. Все остальное - бедность, убогое питание: ломти черного хлеба со стаканом черного чая, - оставались где-то на периферии сознания, не мешая и не заслоняя главной
светлой картины.
Рисовальной школе при Бирже его покорило уверенное совершенство рисунка, которым владели тамошние учителя. Он пытался им подражать, но безуспешно: его
собственные рисунки выглядели как будто грязнее и хуже. Когда вывесили оценочный лист, он искал себя в самом конце и, не найдя там, страшно расстроился. Вдруг какой-то соученик
одернул его и сказал: «Смотрите, а ведь ваша фамилия написана первой!»
Неверие в собственную исключительность и гениальность, в свое законное первенство осталось в нем навсегда. Он любил называть себя «посредственным тружеником»
и ежедневным каторжным трудом отрабатывал свое громкое имя. Удачи не сделали его небожителем, а неудачи не озлобляли, и то и другое он принимал в рабочем порядке, как необходимые
поправки к собственному труду.
Поступив в желанную Академию, Репин пребывал в «величайшем восторге и необыкновенном подъеме». По его признанию - это был «медовый год его счастья». Кажется,
ни один поэт не описывал так восторженно свои любовные приключения, как молодой Репин свой первый учебный год в Академии - важную лекцию по начертательной геометрии, занятия
скульптурой, всемирной историей и живописью. Благоговение перед наукой, священный трепет перед всякой ученостью осели в нем крепкой привычкой уже навсегда.
В Академии он делает стремительные успехи: уже через месяц после поступления ему ставят за рисунки первые номера. И не удивительно: он приехал в Петербург уже
крепким мастером, профессионалом, услугами которого охотно пользовалась вся
чугуевская округа. Тринадцатилетним мальчиком он попал на выучку к иконописцу, а через три года его приглашали ездить с артелями в соседние губернии расписывать церкви и
писать образа. Юного Репина ценили за его мастерство и культурность и выделяли из толпы артельщиков.
В Рисовальной школе на Бирже Репин познакомился с И.Н. Крамским, который стал его наставником. В Академии их знакомство продолжилось, молодой и очень
серьезный Крамской учил его понимать и видеть искусство. «Художник есть критик общественных явлений, - говорил он ему, - он должен быть выразителем важных сторон общественной жизни».
И Репин ловил на лету каждое слово этого «передвижнического» катехизиса.
Так в молодого Репина «вселился» дух передвижника.
НАЧИНАЮЩИЙ ХУДОЖНИК
Живописные и графические произведения, созданные Репиным в годы пребывания...