Интернет как субкультура
Дисциплина: КультурологияТип работы: Реферат
Тема: Интернет как субкультура
Интернет
в повседневности
Интернет перестал быть экзотикой. И как понятие, и как реализация. Теперь это слово превратилось в легко узнаваемый социальный символ, характеризующий \"современность\"
и подчеркивающий отличие событий сегодняшнего дня от других событий, логически включаемых в понятие \"современность\". Но социальные символы живут и забываются.
Примером самого \"долгоживущего\" социального символа современности является \"теория относительности\". Объясняется это ее мировоззренческими свойствами. На самом деле,
несмотря на \"заумность\", она внесла серьезные изменения в такие проявления человеческого бытия и интеллекта, как философия и религия. А поскольку они меняются очень медленно, то
влияние \"теории относительности\" будет восприниматься как социальный символ \"современности\" вплоть до изменения самой теории относительности и переосмысления ее значения. В
отличие от \"теории относительности\" социальный символ \"атомная энергия\" характеризует \"современность\" периода 60-х годов и в наше время уже не является чем-то \"передовым\".
Объясняется это опять-таки мировоззренческими свойствами, которые, однако, проявлялись незначительный период времени. Мне возразят, сославшись на экологический аспект. Но,
во-первых, он апеллирует к более \"древнему\" и естественному социальному символу - \"выживание\", который может быть логически связан с любой другой научно-технологической новинкой,
потенциально несущей в себе опасность, например, с \"генной инженерией\"; а во-вторых, положительное проявление атомной энергии непосредственно влияет только на технические и
технологические нужды человечества, практически никак не отражаясь на мировоззрении и \"человеческом факторе\". Таким образом, можно сделать осторожный вывод о том, что основными
чертами какого-либо научно-технического феномена человеческого бытия является его влияние на \"человеческий фактор\" и мировоззрение. Феномен включается в обиходный язык общества в
виде легко узнаваемого \"социального символа\", после чего для масс он практически умирает. Они больше не испытывают к нему повышенного интереса и используют на чисто \"указательном\"
уровне, например: \"Смотри, Петя, это - атомная электростанция\". Правда, он все же остается предметом исследований для очень небольшой группы интеллектуалов - ученых, инженеров,
журналистов.
Но феномен
Интернета массы, похоже, поторопилось \"утилизировать\", недостаточно глубоко разобравшись в его сущности и тенденциях. И напрасно, поскольку уже сегодня
Интернет разделил все человечество на три субкультуры. Я назвал их так: \"граждане Сети\", \"мигранты\" и остальное человечество.
Человеческий фактор в повседневности
. Как это не самоуверенно звучит, но выделить основные компоненты \"человеческого фактора\" не так уж трудно (несмотря на продолжающиеся дискуссии в области
психологии и социологии). В индивидуально-психологическом аспекте человеческий фактор - это влияние органов чувств на модель \"Я\", которая создается человеком в процессе его
индивидуального развития, а в социально-психологическом - это влияние места, занимаемого человеком в обществе, на модель \"Я и ОНИ\", которая создается им в процессе социального
развития.
Поскольку в общении и деятельности все люди видоизменяются, то, разумеется, эти модели взаимосвязаны и взаимодействуют. Вполне естественным поэтому является вопрос: как
быстро человек может измениться и много ли времени потребуется для формирования нового мировоззрения и нового образа жизни? Это и означает взаимодействие между моделями \"Я\" и \"Я
и ОНИ\". Более того, индивидуальные модели \"Я и ОНИ\" в процессе ежедневного общения унифицируются до очень небольшого количества и буквально навязываются людям в форме идеологий
и религиозных воззрений. Психология и социология начинаются с изучения таких вопросов: \"какими бывают эти модели?\", \"как они создаются?\", \"факторы воздействия на модели\" и т.п.
Нетрудно видеть, что если в моделях в большей степени присутствует \"Я\"- то это, скорее, психология, а если \"Я и ОНИ\"- то это, скорее, социол...