Конспект учебника Мамонтова "Основы культурологии"(М., Изд. РОУ, 1996)

    Дисциплина: Культурология
    Тип работы: Реферат
    Тема: Конспект учебника Мамонтова "Основы культурологии"(М., Изд. РОУ, 1996)

    Выписки из «Основ культурологии» Мамонтова (М., Изд. РОУ, 1996)

    к зачету по основам культурологии на экономфаке Нижегородского филиала Московского гуманитарно-экономического института (2001)

    Содержание

    Общее понятие о культуре и об

    объекте культурологии

    Структура культуры

    Социальные

    функции культуры

    Подходы к происхождению и сущности культуры (школы

    культурологии 19-20вв.)

    Культура и природа

    «Культура» и «цивилизация»

    «Массовая культура»

    «Контр-культура»

    Элитарная культура, культура и личность

    Общее понятие о культуре и об объекте культурологии

    Культура в современном понимании и как объект культурологии – совокупность достижений, творчества, характерных особенностей жизни и деятельности народа, формации,

    группы людей; «способ существования человека», его отличие от прочего мира в частности благодаря способности сознательного преодоления инстинктов.

    Сущность культуры – в материи и духе, причем индивидуальный дух личности – основное отличие человека: «некультурный – значит несвоеобразный» (Леонтьев).

    История (периодизация) культуры: исторически некорректно говорить о формациях (первобыт., рабовл., феод., кап.) как об этапах развития культуры (слишком много

    разнотипного – в одной формации, слишком многое – «перетекает» из одной формации в другую). Существует идея периодизации истории культуры на каменный, медный, бронзовый, железный

    века, античную культуру, средневековье (5-17вв., включая отдельно выделяемое Возрождение), Новая история (от Фр.Рев.).

    История важна для культуры в плане преемственности (одно из необходимых условий прогресса).

    Изучаемые аспекты культуры (деятельности человека и людей): 1) результат, 2) процесс, 3) способ, 4) отношения, 5) норма, 7) система.

    Т.е., наряду с прочим, изучаются:

    причины такого поведения людей и расстановка приоритетов этих причин (а отсюда какие индивиды или условия дают толчок развитию культуры),

    приоритеты разных проявлений культуры при оценке уровня развития общества,

    что такое развитие культуры: в какую сторону развиваться «хорошо», в какую сторону (к чему именно) реально развивается культура,

    составляющие культуры, их приоритетность и факторы, от которых зависит их развитие,

    взаимоотношение культуры и религии,

    взаимоотношение культуры и социологии, почему люди объединяются и какое объединение оптимально, соотношение человека и общества, что из них – основная цель и что имеет

    смысл изменять в первую очередь, что разделяет людей (в отличие от животного мира: классы, церковь, идеи, развитие поколениями)

    Формы развития культуры – репродуктивная (тиражирование культурных достижений) деятельность и творческая деятельность (создание нового).

    Структура культуры

    Формы культуры:

    материальная: материально-производственная деятельность человека и ее результаты (предметы обихода, искусственно созданная «обстановка»),

    духовная: духовная деятельность и ее результаты (наука, нравственность, искусство, философия, право, воспитание, взаимоотношения между людьми, отношение к внешнему

    миру…).

    Духовные имеют более долгий срок жизни ввиду сложности уничтожения, а также менее ограниченны в смысле более высокого, если достижимого, порога «насыщения».

    Классификация духовной деятельности:

    научные достижения (цель: «понять окружающее», «Истина») – наиболее проверяемы на практике и независимы от общественного мнения, устойчивы во времени, лишены национальной

    или классовой специфики («что национально – то не наука»), возможно их использование как на пользу, так и во вред отдельным людям и человечеству в целом,

    нравственные понятия и рассуждения (цель: «изменить в лучшую сторону отношение человека к людям и внешнему миру», «Добро») – исторически переменчивы (людоедство племен,

    уничтожение слабых в Древнем Риме), полностью субъективны, подкрепляются либо религией, либо социальным устройством общества,

    ценности искусства (цель: «выражение внутреннего мира и своего восприятия внешнего мира», «Красота») – огромная зависимость от национальных и исторически-культурных

    фактор...

    Забрать файл

    Похожие материалы:


ПИШЕМ УНИКАЛЬНЫЕ РАБОТЫ
Заказывайте напрямую у исполнителя!


© 2006-2016 Все права защищены