Культура в понимании Питирма Сорокина

    Дисциплина: Культурология
    Тип работы: Реферат
    Тема: Культура в понимании Питирма Сорокина

    Санкт-Петербургский государственный университет низкотемпературных и пищевых технологий

    СПбГУНиПТ

    Контрольная работа №1

    по культурологии на тему:

    Культура в понимании Питирима Сорокина

    Выполнила:

    студентка 2 курса заочного отделения

    Анфиногенова Елена Анатольевна

    Шифр 1133

    Санкт-Петербург 2003 г.

    План

    Введение.

    Заключение

    Список использованной литературы

    Введение

    Я выбрала тему, связанную с Питиримом Сорокиным, потому что он - один из самых блестящих умов, потерянных для России, которому принадлежит обобщающая концепция

    культурно-исторических типов цивилизаций.

    Питирим Александрович Сорокин (1889-1968) – выходец из беднейших слоев коми-зырянского народа, освоивший грамоту лишь в

    14 лет. Вскоре он стал крестьянским революционером, вступив в партию эсеров. Получив известность еще до февральской революции 1917 года, он подвергался преследованиям царизма, вскоре

    стал одним из лидеров своей партии. Активно сотрудничал в Государственной Думе, был одно время секретарем главы правительства – А.Ф. Керенского, позднее – профессором Петроградского

    университета. После Октябрьского переворота, который Сорокин встретил в штыки, его арестовали большевики по обвинению в покушении на Ленина. Он скрывался в лесах русского Севера, но

    потом примирился с победой новой власти и написал нашумевшее открытое письмо, объявляя всем о своем разрыве с эсерами. Это письмо и послужило поводом для написания известной статьи

    Ленина «Ценные признания Питирима Сорокина», сделавшей его известным на всю тогдашнюю Россию. В 1922 году по инициативе Ленина и Дзержинского, Сорокин вместе с большой группой ученых

    и писателей, представлявших цвет русской общественной мысли, был выслан из страны. В 1923 году ученый переезжает в США, где становится одним из ведущих социологов и

    культурологов.

    Три типа культуры

    В своих многочисленных трудах он рассматривал историю человечества как последовательную смену неких социокультурных

    суперсистем, объединенных периодически меняющимся единством ценностей, норм и значений. Под воздействием «двойственной» природы человечества: существа мыслящего и существа

    чувствующего, и формируется каждая культурная суперсистема. Исходя из этого, он выделял три типа культуры: два противоположных друг другу типа – идеациональный, если преобладает

    «истина веры», и чувственный тип, если преобладает «истина чувств», и третий – смешанный, промежуточный между ними тип – идеалистический, где «человеческими умами будет руководить

    истина разума». Сорокин подчеркивает, что в «чистом виде» в конкретном обществе идеациональная и чувственная суперсистемы культуры никогда не реализуются. Речь может идти лишь о

    доминировании и об определенном господстве каждой из них в тот или иной

    исторический период. Предложенную типологию суперсистем культуры философ наполняет фактическим содержанием, выделяя ее основные составляющие – искусство, истину,

    мораль, право, что является «основой и фундаментом всякой культуры»

    – и давая им характеристики.

    Идеациональная культура, по своей сути, религиозна. Она основана «на принципе сверхчувственности и сверхразумности Бога,

    как единственной реальности и ценности»

    Идеациональное искусство нацелено на религиозную тематику, где доминирующим сюжетом является сверхчувственное царство Бога, героями – сам Бог, ангелы, святые и грешники, тайны

    мироздания, искупления, распятия, спасения и другие трансцендентные

    события.

    «Это не искусство одно профессионального художника, а творчество безымянного коллектива верующих, общающихся с Богом и со своей собственной душой»

    . Стиль этой художественной культуры символичен и во

    многом формален. Художественный образ идеационального искусства воплощается: в архитектуре церковных зданий, богослужебных музыкальных песнопениях, в религиозных

    литературных молитвах. Высшей идеациональной истиной у Сорокина является «истина веры». «Она непогрешима и дает адекватное знание о подлинно реальных ценностях»

    . Божественное откровение идеациональной истины постигается с помощ...

    Забрать файл

    Похожие материалы:


ПИШЕМ УНИКАЛЬНЫЕ РАБОТЫ
Заказывайте напрямую у исполнителя!


© 2006-2016 Все права защищены