Культурный человек античной Греции
Дисциплина: КультурологияТип работы: Реферат
Тема: Культурный человек античной Греции
ЧТО ЕСТЬ ЧЕЛОВЕК
Много есть чудес на свете,
Человек – их всех чудесней.
Он зимою через море
Правит путь под бурным ветром
И плывет, переправляясь
По ревущим вкруг волнам.
Землю, древнюю богиню,
Что в веках неутомима,
Год за годом мучит он
И с конем своим на поле
Плугом борозды ведет.
Муж, на выдумки богатый,
Из веревок вьет он сети
И, сплетя, добычу ловит:
Птиц он ловит неразумных,
Рыб морских во влажной бездне,
И зверей в лесу дремучем,
Ловит он в дубравах темных,
И коней с косматой гривой
Укрощает он, и горных
Он быков неутомимых
Под свое ведет ярмо.
Мысли его – они ветра быстрее;
Речи своей научился он сам;
Грады он строит и стрел избегает,
Колких морозов и шумных дождей;
Все он умеет…
Софокл.
Антигона, 340-366
Введение
Согласно античному мировоззрению, человек – игрушка рока, игрушка в руках богов, но он же мера всех вещей, достойный предмет искусства. Христианство проповедует
презрение к земной жизни, к человеческому телу как сосуду греха и соблазна. Это был разрыв с античностью, античным мировоззрением, античным эстетическим идеалом.
Слово «античный» происходит от латинского слова «
antiquus
» - «древний». Поэтому античная литература – это (по значению определения) просто древняя литература. Однако принято называть античной не древнюю литературу любой страны –
Индии, к примеру, Китая или Египта, а только литературу Древней Греции и Древнего Рима. Древнегреческая и латинская литература выделены потому, что в истории европейской и русской
культуры они сыграли особую роль.
Эллинизм – это слово невольно порождает у всех, кто его произносит, ощущение сложности, противоречия и даже запутанности.
Начало эпохи эллинизма было положено в 334 – 324 гг. до н. э. завоеваниями Александра Македонского, сокрушившими персидское царство династии
Ахеменидов и ранее самостоятельные греческие государства, подчинившими единой власти
огромные территории Эллады, Египта и Востока, вплоть до индийских пределов. Дальнейшая история эллинизма – это история государств, и прежде всего обширных монархий,
образовавшихся из империи Александра. Эта история заканчивается в 1 в. до н. э. римским завоеванием.
О новых связях в мире, где властвует деспот, а под его пятой – в сложнейших сплетениях относительной свободы и полного
бесправия, шовинизма и национального сопротивления, контрастах богатства и нищеты клубиться жизнь подданных то рождающихся, то рушащихся эллинистических монархий.
Античность заложила фундамент европейской цивилизации, культура которой до сих пор испытывает влияние того мощного
интеллектуального заряда, который возник в Элладе в
веке до н. э. Наследие древней Греции ассоциируется прежде всего с гуманизмом, соединившим культурные и нравственные ценности, недаром даже названия этому понятию дало латинское
слово. Мы нередко забываем о том, что науки, связанные с изучением особенностей человека и норм общения, берут свое начало в античном мире – этика, психология, педагогика, философия,
социология, политология.
Известно, что множество русских личных имен, как и отыменных фамилий, происходят из греческого языка и в этом языке имеют
свое значение. Из греческого языка происходят такие широко употребительные имена, как Татьяна – учредительница, Ирина – мир, тишина, покой (комедия
Аристофана «Мир» по-гречески называется «
Eirene
»), Елена – пленяющая («имя Елена – тлен и плен» - так этимологизирует имя знаменитой красавицы, из-за которой началась Троянская война, Эсхил – «Агамемнон», 690-5), Екатерина –
чистая, Ксения – чужая, Зоя – жизнь, Федор – божий дар, Андрей – мужественный, Алексей – защитник, Василий – царский и т.д.
Мы постоянно поизносим греческие слова, оперируем античными понятиями, стремимся к идеалам, зародившимся в далеком прошлом.
Античность властно вторгается в современность. Так, оживленно обсуждаются проблемы демократии – народовластия, зародившегося в древней Греции, термина, переводимого как власть народа.
Однако из наиболее горячих тем наших дней – экономика, возникша...