Миф и религия в системе культурных ценностей

    Дисциплина: Культурология
    Тип работы: Реферат
    Тема: Миф и религия в системе культурных ценностей

    Миф и религия в системе культурных ценностей

    Миф как исторически первая форма осмысления мира

    Миф есть не только исторически первая форма культуры, но и изменения душевной жизни

    человека, сохраняющееся и тогда, когда миф утрачивает свое абсолютное господство. Всеобщая сущность мифа состоит в том, что он представляет собой бессознательное смысловое породнение

    человека с силами непосредственного бытия, будь то бытие природы или общества. Если миф выступает как единственная форма культуры, то это породнение приводит к тому, что человек не

    отличает смысл от природного свойства, а смысловую(ассоциативную) связь от причинно-следственной. Все одушевляется, и природа выступает как мир грозных, но родственных человеку

    мифологических существ - демонов и богов.

    В обыденном понимании мифы - это прежде всего античные, библейские и другие старинные

    \"сказки\" о сотворении мира и человека, рассказы о деяниях древних богов и героев - Зевсе, Апполоне, Дионисе, Геракле, аргонавтах, искавших \"золотое руно\", Троянской войне и

    злоключениях Одиссея. Само слово\"миф\" имеет древнегреческое происхождение и означает именно \"предание\",\"сказание\".

    Миф - наиболее древняя система ценностей. Считается, что в целом культура движется от мифа

    к логосу, то есть от вымысла и условности к знанию, к закону. В этом плане в современной культуре миф играет архаичную роль, а его ценности и идеалы имеют рудиментарное значение.

    Развитие науки и цивилизации часто обесценивает миф, показывает неадекватность регулятивных функций и ценностей мифа, сущности современной социокультурной действительности. Однако,

    это не значит, что миф исчерпал себя. Миф в современной культуре создает средства и способы символического мышления, он способен ценности современной культуры интерпретировать через

    идею\"героического\", что, скажем недоступно науке. В ценностях мифа чувственное и рациональное даны синкретно, слитно, что малодоступно другим средствам культуры XX века. Фантазия и

    вымысел позволяют легко преодолевать несовместимость смыслов и содержания, ибо в мифе все условно и символично.

    В этих условиях выбор и ориентация личности раскрепощается и, следовательно, используя

    условность, она может достигать высокой гибкости, что, например, почти недоступно религии. Миф, очеловечивая и персонифицируя явления окружающего мира, сводит их к человеческим

    представлениям. На этой почве становится возможной конкретно-чувственная ориентация человека, а это один из самых простых способов упорядочивания его деятельности. В ранних и

    примитивных культурах такому способу принадлежала ведущая роль, например, в язычестве[2]. Но в развитых культурах подобные явления имеют скорее характер рецидива или являются

    механизмом реализации того или иного архетипа, особенно в массовой культуре или массовом поведении.

    Мифологическое мировоззрение - начальный тип мировоззрения, который можно назвать

    предмировоззрением. Мифология возникла на той стадии общественного развития, когда человечество пыталось дать ответы на такие вопросы, как происхождение и устройство мироздания в

    целом. Значительную часть мифологии составляют космологические мифы. Мифологическим мировоззрением – независимо от того, к далекому прошлому или сегодняшнему дню оно относится мы

    назовем такое мировоззрение, которое основано не на теоретических доводах и рассуждениях, либо на художественно – эмоциональном переживании мира, либо на общественных иллюзиях,

    рожденных неадекватным восприятием большими группами людей (классами, нациями) социальных процессов и своей роли в них. Одна из особенностей мифа, безошибочно отличающая его от науки,

    заключается в том, что миф объясняет «все», так как для него нет непознанного и неизвестного. Он является наиболее ранней, а для современного сознания – архаичной, формой

    мировоззрения

    Большое внимание в мифах уделяется рождению, смерти, испытаниям.

    Особое место занимает добыча огня, изобретение ремесел, одомашнивание животных. Миф - это не первоначальная форма знаний, а вид мировоззрения, об...

    Забрать файл

    Похожие материалы:


ПИШЕМ УНИКАЛЬНЫЕ РАБОТЫ
Заказывайте напрямую у исполнителя!


© 2006-2016 Все права защищены